Торговые площади гипермаркетов у двухсот крупнейших FMCG-ритейлеров в I квартале 2025-го сократились на 99 800 кв. м год к году до 5,2 млн кв. м, посчитали авторы обзора INFOLine «Состояние потребительского рынка и Рейтинг торговых сетей FMCG России». Общее число магазинов этого формата с учетом закрытий и открытий снизилось на 12 точек до 1019. Темпы закрытия гипермаркетов значительно опережали открытия, причем прекратившие деятельность магазины масштабнее вновь открывшихся.
Квартальный объем закрытых площадей гипермаркетов стал рекордным как минимум с 2018 года. По данным INFOLine, в последний раз сопоставимое сокращение – 93 328 кв. м – наблюдалось в пандемию COVID-19, во II квартале 2020 г.
Во многом рекорд января–марта 2025-го объясняется завершением работы 9-ти магазинов Selgros. Кроме того, по одному гипермаркету закрыли «Лента», «Магнит» и Spar.
Что касается итогов 2024 года, то лидерскую позицию по объему продаж среди гипермаркетов сохранила за собой «Лента» – выручка сети выросла на 12,4% год к году до 514,4 млрд руб. Компания открывала новые гипермаркеты и переводила старые в гибрид гипермаркета и дискаунтера («Эконом»).
Metro и «Глобус» не меняли число своих магазинов, их выручка поднялась на 10,9 и 9,4% до 247,2 млрд руб. и 154,8 млрд руб. соответственно. «Ашан» в прошлом году закрыл один объект, продажи сети сократились до 222,7 млрд руб.

«Розничные компании занялись оптимизацией торговых площадей, – пояснил ситуацию генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. – Этому способствует сокращение трафика как в торговых центрах, так и в отдельно стоящих объектах, из-за чего гипермаркеты становятся убыточными. В этих условиях ритейлеры стремятся повысить эффективность и плотность продаж на имеющихся площадях – например, запускают в гипермаркетах дарксторы, чтобы ускорить процесс сборки и доставки клиентам».
Кроме того, усиливается конкуренция, замечают в INFOLine: растут online-продажи, развиваются супермаркеты, малые форматы, расширяющие ассортимент готовой еды и усиливающие фокус на категориях фреш.
В 2025 году аналитики прогнозируют замедление роста продаж в гипермаркетах в денежном выражении примерно до 5% с 7,2% в 2024-м. В I квартале 2025-го динамика составила лишь 3,3%.
Краткую версию ежемесячного обзора по развитию FMCG-рынка можно скачать здесь. Или запросите выпуск у наших специалистов по e-mail: retail@infoline.spb.ru.
Подробнее о нашем ежемесячном отчете «Состояние потребительского рынка и Рейтинг торговых сетей FMCG России»:
- Операционные итоги 200 крупнейших сетей FMCG России
- Рейтинги по количеству, торговой площади, выручке
- Государственное регулирование розничной торговли
- Основные события в розничной торговле FMCG
- Актуальные кейсы по розничной торговле и потребительскому рынку
- Основные события и планы развития торговых сетей FMCG России в формате бизнес-справок по каждой компании
Получить специальное предложение для подписки на обзор.
Не забудьте также об обзоре INFOLine «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»
- Показатели розничной торговли
- Показатели розничной торговли FMCG
- Показатели развития крупнейших ритейлеров FMCG
- Online и foodtech Рейтинг INFOLine Russia TOP online food retail
- Крупнейшие сети FMCG России
- Операционные, финансовые показатели, региональная представленность, ключевые события и планы развития TOP-10 ритейлерам FMCG
- Региональное развитие розничной торговли FMCG
- Региональная структура РТО, Food и Non-Food
- Рейтинги сетей FMCG по 8 федеральным округам
- Состояние рынка торговых центров
Запросить демоверсию обзора.
На все возникшие у вас вопросы ответят специалисты INFOLine.
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot