Специалисты информационно-аналитического агентства INFOLine
проанализировали результаты деятельности крупнейших ювелирных розничных сетей России по итогам первой половины 2023 года и сформировали рейтинги по четырем параметрам: объем продаж, динамика продаж, количество торговых объектов и динамика количества торговых объектов.
После резкого сокращения на 6,7% в 2022 году, причиной которого стал уход из России ряда luxury брендов, в I полугодии 2023-го эксперты агентства зафиксировали постепенное восстановление рынка ювелирной розницы, который, по оценкам INFOLine, по итогам полугодия вырос на 2% до 155 млрд руб.
В TOP-3 лидеров по количеству торговых объектов в январе–июне вошли торговые сети «585 Золотой», Sunlight и SOKOLOV, на долю которых пришлось около 67% от общего количеств торговых объектов крупнейших ювелирных сетей (3 058). Совокупный чистый прирост за I полугодие составил 74 единицы.
Лидером по приросту количества торговых объектов за полугодие стал SOKOLOV, расширивший сеть с учетом франчайзинговых объектов на 64 до 491 магазинов (+110 ед. по сравнению с I пол. 2022). Также быстрый органический рост продемонстрировал SUNLIGHT, прибавивший 51 объект до 575 (+115 ед. по сравнению с I пол. 2022). Кроме того, «Бронницкий ювелир»
увеличил сеть на 3 объекта.
В выручке крупнейшие сети росли значительно быстрее, чем рынок в целом: в I полугодии совокупные продажи тройки крупнейших ювелирных сетей (SUNLIGHT, «585 Золотой»
и SOKOLOV) выросли на 40,3% до 63,4 млрд руб., что составило 75,6%
совокупных продаж крупнейших сетей (в I пол. 2022 г. – 70,2%, в 2022 г. – 73,2%).
Лидирующую позицию по выручке и динамике роста занимает SUNLIGHT, нарастивший продажи на 60,4%. По данным компании, рентабельность по чистой прибыли в январе–июне 2023 года составила 6%, а по EBITDA – 10%. Розничные продажи сети SOKOLOV в связи с замедлением темпов открытия новых магазинов выросли на 34% (с учетом франчайзинга, но без учета продаж на маркетплейсах). При этом SOKOLOV опережает SUNLIGHT
по эффективности: согласно данным компании, рентабельность по чистой прибыли в первой половине 2023 года составила 8,5%, а по EBITDA – 21%. Третью позицию по темпам роста заняла сеть MIUZ Diamonds, с учетом эффекта от проведенного ребрендинга и обновления розничных объектов нарастившая продажи на 32% до 8,2 млрд руб.
Генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров: «В 2023 году ювелирный рынок продолжает восстанавливаться, причем во II полугодии темпы роста существенно ускорились – как в связи с активизацией спроса и объемов потребительского кредитования, так и под влиянием повышения цен из-за ослабления рубля и повышения цен на золото. Драйвером роста остаются онлайн-продажи и расширение ассортимента российских игроков, которые активно увеличивали предложение в высоком ценовом сегменте для замещения международных брендов и одновременно расширяли линейки более доступных по цене изделий (как из серебра, так и бижутерии и сопутствующих аксессуаров)».
Генеральный директор холдинга SUNLIGHT Дмитрий Лазарев: «SUNLIGHT занимает лидирующую позицию на ювелирном рынке России по объему продаж. Общие продажи в I полугодии 2023 года выросли на 60% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. Столь высокая динамика развития компании в 2023 году связана как с общим восстановлением потребительского спроса и консолидацией ювелирного рынка, так и с тем, что компания активно развивала свою сеть и расширила географическое присутствие, а также существенно повысила операционную эффективность».
Руководитель Аналитического центра SOKOLOV Алина Колпакова: «После периода экспоненциального роста числа магазинов собственной розничной сети, которая за 4 года выросла с нуля почти до 600 торговых точек, компания сосредоточилась на повышении эффективности бизнеса и сфокусировалась на развитии сети торговых франшиз, в которые товар поставляется по оптовым ценам, а издержки на открытие ложатся на плечи партнеров. В результате LTM EBITDA в целом по компании за 12 месяцев с июня 2022 по июнь 2023 года достигла 6,6 млрд рублей, а чистая прибыль увеличилась на 90% до 1,4 млрд рублей. Высокую маржинальность бизнесу SOKOLOV, в отличие от компаний, работающих по модели реселлеров, обеспечивает наличие собственного крупнейшего в России ювелирного производства и низкая себестоимость продукции за счет объемов и использования инновационных технологий в производстве».
Директор по маркетингу и развитию розничных продаж ювелирной сети «585*ЗОЛОТОЙ» Андрей Владимирович Шляев: «В I полугодии 2023 мы отметили значительный рост продаж золотых изделий: количество украшений из золота, реализованных с января по июль 2023 года, было на 11,9% больше, чем в аналогичном периоде 2022 года. Общая сумма продаж – выше на 16,9%. И вес проданных золотых изделий больше на 21,7%. Отчасти это связано с приоритетом более тяжеловесных изделий как инвестиционно более выгодных. С этим фактором связан и рост продаж ювелирных изделий с драгоценными и полудрагоценными камнями – он был особенно заметен в рассматриваемом периоде. Таких украшений клиенты сети приобрели на 42,5% больше, чем с января по июль 2022 года. Здесь важно отметить и позиционирование бренда – для нас особенно заметны тенденции спроса на золото и драгоценные камни, поскольку в «585*ЗОЛОТОЙ» самый широкий среди конкурентов ассортимент именно золотых изделий, мы – эксперты в этой нише. Стоит также отметить, что к осени 2023 рост цен на золотые ювелирные изделия в среднем по отрасли составил около 25% при том, что золото как сырье подорожало на 78%, то есть покупка золота действительно становится выгодным и прибыльным вложением средств. Клиенты подбирают наиболее комфортные условия, чтобы совершить более дорогую покупку – оплату долями, бонусами, предложения обновленной программы лояльности. Также востребована услуга обмена старых изделий на новые с небольшой доплатой – такой опцией постоянно пользуются около 7% клиентов сети «585*ЗОЛОТОЙ»».
Методология рейтинга:
При составлении рейтинга крупнейших ювелирных сетей специалисты INFOLine анализируют операционные и финансовые показатели ритейлеров, основным видом деятельности которых является реализация ювелирных изделий и сопутствующих товаров на территории России.
- Основными параметрами ранжирования компаний в рейтинге являются:
- выраженные в рублях розничные продажи ювелирных изделий и сопутствующих товаров на территории России с учетом НДС,
- динамика выручки в I пол. 2023 г.,
- количество торговых объектов на территории России в I пол. 2023 г.
- динамика количества торговых объектов в I пол. 2023 г. (чистый прирост за полугодие.
- При составлении рейтинга не учитываются компании, осуществляющие торговлю ювелирными изделиями только через online-каналы (интернет-магазины и маркетплейсы).
- При оценке розничных продаж учитываются как собственные розничные объекты, так и франчайзинговые.
- При оценке розничных продаж учитываются продажи в online (доставка и click&collect), но не учитываются продажи на маркетплейсах.
- При оценке розничных продаж не учитываются продажи юридическим лицам.
- При оценке количества торговых объектов учитываются как собственные, так и франчайзинговые торговые объекты. Если два или несколько объектов (например, розничный магазин и ломбард) находятся в одном или смежных помещениях, то они учитываются, как один торговый объект.
Узнать, какие из ювелирных сетей входят в INFOLine Retail Russia TOP-100, можно, скачав рейтинг по ссылке https://t.me/INFOLine_TOP100bot. Или запросите его по почте retail@infoline.spb.ru
Рекомендуем также исследование «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России 2023 года». Структура обзора:
- Макроэкономические показатели розничной торговли
- Государственное регулирование розничной торговли, отставки и назначения, крупнейшие M&A сделки
- Положение в отдельных сегментах: динамика и емкость рынка, тенденции и перспективы развития, рейтинги сетей по выручке, количеству магазинов, торговой площади, справки по топ-сетям в каждом из сегментов
- Состояние рынка торговых центров
- Прогноз развития рынка
Получить демоверсию исследования
Подписывайтесь на Telegram-канал Аналитика о ритейле и HoReCa от INFOLine, чтобы следить за самыми актуальными новостями!
На все возникшие у вас вопросы ответят специалисты INFOLine.
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.