Согласно общероссийскому рейтингу сетей розничной торговли INFOLine Retailer Russia TOP-100, составленному агентством INFOLine совместно с Retailer magazine, по итогам 2010 года сеть «36,6» сохранила лидерскую позицию в аптечном сегменте ритейла, несмотря на сокращение доли рынка. По данным INFOLine, за последний год выручка «36,6», уменьшившись на 11% по сравнению с 2009 годом, составила 14,21 млрд. рублей. Соответствующий показатель основного конкурента – сети аптек «Ригла», за прошедший год приблизившегося к лидеру вплотную, - достиг 12,01 млрд.рублей. Третье место по итогам 2010 года занимает сеть «Фармакор» с выручкой 8,51 млрд.рублей.
При подготовке рейтинга INFOLine Retailer Russia TOP-100 были исследованы и проанализированы операционные и финансовые показатели более 1000 торговых сетей. В состав рейтинга по итогам 2010 года вошли 8 аптечных сетей. После сокращения в 2009 году на 3,7% емкость фармацевтического рынка России за последний год увеличилась на 13%, говорится в исследовании. По итогам 2011 года этот показатель может превысить 20 млрд. долларов, прогнозируют в INFOLine.
В 2009-2010 гг конкуренция в аптечном сегменте розничной торговли существенно усилилась, в результате чего большинство крупнейших сетей за последний год сократили долю рынка. В основном это произошло за счет развития региональных игроков, которые более гибко реагировали на изменения, утверждают специалисты агентства INFOLine. Крупные сети активно закрывали нерентабельные точки, что привело к уменьшению выручки. В целом по России за прошлый год количество аптек сократилось примерно на 20%, главным образом в поселках и небольших городах. Помимо усиления конкуренции, подобная ситуация обусловлена введением государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, которое привело к вымыванию из ассортимента аптек дешевых SKU и повышению цен на продукцию, цены на которую не регулируются государством. В 2010 году долю в коммерческом сегменте (без учета госзаказа) розничного рынка сократили аптечная сеть «36,6», «Фармакор», «Имплозия», «Доктор Столетов», «Вита» и «Радуга», констатируют аналитики INFOLine.
За 2010 год число аптек «36,6» уменьшилось с 1019 до 989. В 2011 году масштабного сокращения не предвидится и будет открыто около 80 новых точек, прогнозируют эксперты INFOLine. Второму по величине игроку на аптечном рынке – сети «Ригла» – удалось увеличить долю с 2,13% до 2,23%. При этом компания почти сократила разрыв с «36,6», благодаря устойчивому финансовому положению (сеть входит в состав крупнейшей дистрибьюторской компании ГК «Протек»), реализации стратегии мультиформатности – в 2010 году была запущена сеть дискаунтеров «Будь здоров!», - а также за счет приобретения региональных аптечных сетей.
Впервые в рейтинг INFOLine Retailer Russia TOP-100 вошла сеть аптек А5, которая, благодаря партнерскому соглашению X5 Retail Group, предоставляющему А5 преимущественное право аренды на рыночных условиях принадлежащих Х5 Retail Group площадей для размещения аптек, сумела по состоянию на начало мая 2011 года увеличить количество объектов до 713, выйдя по этому показателю на второе место в России. При этом, по итогам 2010 года, А5 продемонстрировала самые высокие показатели выручки с квадратного метра в аптечном сегменте розничной торговли.