Согласно рейтингу сетей розничной торговли INFOLine Retailer Russia TOP-100, составленному агентством INFOLine совместно с Retailer magazine, общая торговая площадь первой сотни ритейлеров страны на конец 2010 года составила 13,2 млн кв.м. На такой территории можно расположить, например, 1 000 футбольных полей. По данным INFOLine, только за последний год площадь ста лидеров российской розницы увеличилась на 16,8%, что соответствует 1,7 млн. кв.м.
По данным INFOLine, в России за прошедший год крупнейшие розничные сети существенно увеличили торговые площади и продолжают уверенно расти в текущем году. Лидером по общей торговой площади остается компания X5 Retail Group. С учетом вошедшей в её состав «Копейки», X5 опередила на 133,88 тыс.кв.м. по этому показателю быстрорастущий Магнит, чья площадь к концу прошлого года достигла 1422,38 тыс.кв.м. Почетное третье место занимает сеть «М.Видео» (564,00 тыс.кв.м.). В пятерку лидеров также входят МЕТРО Кэш энд Керри (502,00 тыс.кв.м.) и Ашан (451,25 тыс.кв.м.)
* Общеотраслевой рейтинг сетей розничной торговли INFOLine Retailer Russia TOP-100 составлен исходя из показателей выручки сетей по итогам 2009 и 2010 гг. (в рублях), количества магазинов по итогам 2009 и 2010 гг. (в штуках), торговой площади по итогам 2009 и 2010 гг. (в кв. м.), долговой нагрузки (в рублях) и LFL (в процентах).
Впечатляют и темпы роста крупнейших ритейлеров страны. Из двадцатки лидеров по площади больше всех за прошедший год прирос ТД «Центробувь» - на 89,5%, или на 85 тыс.кв.м. Торговые площади магазинов ООО «Спортмастер» увеличились на 47,9%, или на 30,5 тыс.кв.м. В 2010 году в состав X5 Retail Group вошла сеть «Копейка» - с учетом этого приобретения лидер общероссийского рейтинга ритейлеров INFOLine Retailer Russia TOP-100 за последний год увеличил площадь на 46,4%, что в случае X5 Retail Group соответствует 493,30 тыс.кв.м. 4 и 5 места по темпам роста занимают сети компаний «Магнит» и «Медиа Маркт Сатурн». За последний год они приросли на 34,2% (362,51 тыс.кв.м.) и 30,4% (42,0 тыс.кв.м.) соответственно.
На фоне уверенного роста многих компаний – лидеров российского ритейла рейтинг INFOLine Retailer Russia TOP-100 зафиксировал и ряд случаев сокращения торговых площадей крупнейших игроков рынка. Так, общая площадь магазинов компании «Техносила» за последний год уменьшилась на 17,3%, или на 25,4 тыс.кв.м. Сеть "Эльдорадо", занимавшая первую строчку рейтинга в сегменте бытовой техники и электроники по итогам 2009 года, в 2010 году, после смены менеджмента, реализовала программу оптимизации, существенно сократив количество магазинов. По итогам прошедшего года площади «Эльдорадо» уменьшились на 10,8%, что соответствует 81, 07 тыс.кв.м.
До конца текущего года только X5 Retail Group планирует открыть до 545 новых объектов, сообщают в INFOLine. В мае текущего года X5 Retail Group подтвердила прогноз по капитальным затратам в 2011 году на уровне 35 млрд. руб. (без НДС). 55% этой суммы лидер российского ритейла направляет именно на открытие новых магазинов. За первое полугодие 2011 года X5 Retail Group увеличила торговую площадь на 49,452 тыс. кв. м, а количество магазинов на 245.
Что касается планов сети «Магнит», то в 2011 году планируется открыть 4 распределительных центра, 51-54 гипермаркета, до 800 дискаунтеров и 200 магазинов формата «дрогери», а к 2020 году довести количество гипермаркетов до 500 и количество дискаунтеров до 8 000. По информации INFOLine, за первую половину текущего года открыто 405 магазинов сети.
Для реализации амбициозных планов крупнейших игроков по открытию новых магазинов на данный момент существуют все предпосылки и концентрация в отрасли в ближайшие годы будет усиливаться, считают специалисты INFOLine.