В 2011 году в розничной торговле DIY & Household произойдет серьезное обострение конкуренции между крупнейшими игроками рынка, в результате чего могут измениться позиции некоторых ритейлеров в российской десятке лидеров рынка строительных материалов и товаров для дома, прогнозируют аналитики агентства «INFOLine».
Согласно рейтингу розничных сетей INFOLine Retailer Russia TOP-100, составленному агентством «INFOLine» и Retailer magazine, после значительного падения в 2009 году (на 12% в рублевом выражении и на 31,5% – в долларовом) за 2010 год рынок розничной торговли DIY & Household вырос в рублевом выражении на 28%, достигнув отметки 640 млрд. рублей. По мнению аналитиков «INFOLine», до конца 2011 года в этом сегменте ритейла может произойти ряд перестановок в десятке лидеров. Если позиции пришедших к нам из-за рубежа"Leroy Merlin"(к слову, прирост площадей сети за 2010 год составил 30,5 тыс. кв. м.) и "OBI" незыблемы, то российский "Максидом", вероятно, уступит третью позицию сети Castorama.
Также существенно обострится конкуренция во второй четверке рейтинга, утверждают в «INFOLine». Динамично растущая "Метрика" и Трест "СКМ", открывший в апреле в Екатеринбурге крупнейший в России гипермаркет торговой площадью 20 тыс. кв. м., поборются за 6 место и вплотную приблизятся к занимающей пятую позицию сети "K-Rauta". Для международных игроков 2011 год станет годом продолжения экспансии на рынки крупных городов (в первую очередь миллионников). Российские же ритейлеры "Метрика" и Трест "СКМ", реализуют различные стратегии. "Метрика" осуществляет активную региональную экспансию в формате супермаркета со строительным двором в города с населением от 200 тыс. человек, а трест "СКМ" укрепляет позиции на ключевом рынке Свердловской области со сверхкрупным форматом (к слову, аналогичную стратегию в Украине использует лидер местного рынка сеть "Эпицентр").
Кроме того, по итогам 2011 года в рейтинг INFOLine Retailer Russia TOP-100 в сегменте DIY & Household может войти компания "Старт", которая в марте текущего года приобрела у Холдинга "Адамант" 100% активов ООО «Строительный двор «Домовой» (5 супермаркетов "Домовой" в Санкт-Петербурге) и в результате сделки увеличила количество торговых объектов до 11 общей площадью 67 тыс. кв. м. Совокупная выручка компании по итогам 2011 года планируется на уровне более 4,5 млрд. руб. Также в 2011 году в рейтинг может войти ГК "НЭКС", которая управляет сетью супермаркетов "Старик Хоттабыч" и сетью гипермаркетов "Стройдепо".
По утверждению аналитиков «INFOLine», ключевой тенденцией рынка DIY & Household в текущем году становится усиление конкуренции в крупных городах. При этом важнейшим фактором конкурентной борьбы в городах с населением более 200 тыс. человек становится скорость выхода на рынок и получения контроля над лучшими локациями. Это позволяет федеральным ритейлерам, используя лучший ассортимент и ценовое давление, «выдавливать» местных игроков с рынка, а затем использовать стратегию "снятия сливок". В то же время следует учитывать, что выход на региональные рынки требует разработки новых форматов, так как формат гипермаркета в ряде случаев может оказаться избыточным и не позволить генерировать необходимый уровень доходности бизнеса.
Главным вектором развития сетей DIY & Household в 2011 году специалисты агентства «INFOLine» видят повышение операционной эффективности за счет оптимизации логистических систем, увеличения объемов прямого импорта, реализации стратегии управления ассортиментом и развития собственных торговых марок), а также адаптацию существующих форматов торговли для развития на региональных рынках. Согласно рейтингу INFOLine Retailer Russia TOP-100, безоговорочным лидером по выручке с квадратного метра является Leroy Merlin. Снижение выручки с квадратного метра у сетей "Метрика" и "Уютерра" обусловлено агрессивным ростом. Динамика показателей выручки с квадратного метра площади крупнейших ритейлеров DIY & Household, входящих в рейтинг INFOLine Retailer Russia TOP-100, представлена на диаграмме.