Уважаемые коллеги!
Рады сообщить Вам, что общеотраслевой рейтинг ста розничных сетей России INFOLINE RETAILER RUSSIA TOP-100 сформирован. Результаты кропотливой работы наших специалистов, проанализировавших операционные показатели более 1000 розничных сетей, были успешно представлены 9 июня в Москве, в конференц-зале Lotte Hotel Moscow. Рейтинг составлен, исходя из показателей выручки сетей по итогам 2009 и 2010 гг. (в рублях), количества магазинов по итогам 2009 и 2010 гг. (в штуках), торговой площади по итогам 2009 и 2010 гг. (в кв. м.), долговой нагрузки (в рублях) и LFL (в процентах).
Презентация рейтинга, подготовленного INFOLine и Retailer magazine, в этом году собрала в просторном и комфортном конференц-зале Lotte Hotel Moscow чуть менее двух сотен участников – настоящих профессионалов ритейла (в этом году мы пригласили на мероприятие первых лиц компаний рейтинга ТОП-100, представителей госструктур, влияющих на развитие розничной торговли, а также всех ведущих отраслевых ассоциаций и организаций).
В этом году проект INFOLine Retailer Russia TOP-100 поддержали ТПП РФ, Ассоциация компаний розничной торговли АКОРТ, Союз Независимых сетей России, Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК, Руспродсоюз и др.
Мероприятию дал старт большой блок аналитической информации в формате дискуссии «Эффективность первой сотни розничных сетей России в цифрах и комментариях по итогам 2010 года». В рамках обсуждения генеральный директор агентства «INFOLine» Иван Федяков и генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров представили краткий обзор ключевых показателей отрасли, основные тенденции развития ритейла за последние годы и прогнозы его дальнейшего развития.
Обзоры рынков FMCG, DIY и товаров для дома, БТиЭ, детских товаров, аптек и мобильных телефонов представили признанные эксперты в области розничной торговли и представители розничных сетей, вошедших в ТОП-100: Лев Хасис (председатель президиума ассоциации компаний розничной торговли АКОРТ), Алексей Зуев (президент сети магазинов детских товаров «Кораблик»), Алексей Иовлев (генеральный директор корпорации СБР, сеть «Метрика»), Валерий Симанов (операционный директор по развитию компании «М.Видео»), Виктор Луканин (вице-президент по коммерции компании «Евросеть») и Антон Володькин (директор по маркетингу аптечной сети «36,6»).
Иван Федяков рассказал о структуре рейтинга ТОП-100, поведении сегодняшнего потребителя, основных тенденциях российского ритейла:
«До кризиса рост розницы составлял до 15 % в год, закладывались планы по развитию компаний, подчеркнул Иван Федяков. С приходом кризиса многим ритейлерам пришлось притормозить в развитии, некоторым и вовсе уйти с рынка. Однако уже в 2010 г. наблюдалось восстановление отрасли».
По оценкам составителей рейтинга, совокупный прирост выручки сетей ТОП-100 по итогам 2010 года составил 21%. Ситуация в разных сегментах, однако, неоднородна. Генеральный директор «INFOLine»: «Важный параметр, характеризующий эффективность, - это выручка с квадратного метра. Здесь мы сейчас наблюдаем достаточно интересную картину. В 2010 году в абсолютных величинах в рублях прирост выручки с кв.м. торговых площадей составил всего 6,3%, что даже не покрывает инфляции (более 8 % за прошлый год). Каким же образом достигнут показатель прироста выручки в 21%? Ответ очень прост – рост за счет роста – за счет экстенсивного развития сетей, открытия новых магазинов. Несмотря на кризис, сети смогли достичь хороших показателей выручки, а отчасти, вероятно, и благодаря кризису, потому что в этот период девелоперы стали гораздо более сговорчивы - появились новые интересные условия для открытия магазинов. Прирост торговых площадей ТОП-100 сетей за прошедший год составил почти 17%. На текущий момент на ТОП-100 приходится 13 млн кв. м торговых площадей»
По словам Льва Хасиса, включившегося в обсуждение, не исключена смена основных игроков на рынке. По его мнению, отрасль не стоит на месте и активно развивается. Через 10-15 лет крупные ритейлеры могут отойти на второй план, а их место могут занять региональные игроки.
«Нынешние монстры ритейла могут оказаться в будущем небольшими животными, а те, кто еще не на вершине пьедестала, могут туда попасть, - прогнозирует Лев Хасис. - Полагаю, в течение нескольких лет стоит ожидать возвращения на рынок глобальных ритейлеров: Walmart, Tesco, Carrefour. Причем они появятся не через органический ход, а через поглощение кого-либо из российских игроков. Наш рынок развивается, и игнорировать его глобальные игроки попросту не могут».
О развитии отдельных сегментов рынка подробнее рассказал генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Он представил динамику выручки лидеров в сегментах FMCG, DIY и товаров для дома, БТиЭ, детских товаров, аптек и мобильных телефонов» в рублях за 2010 года, а также емкость этих рынков в рублях за 2010 год. Михаил Бурмистров отметил высочайший уровень инвестиций крупнейших российских ритейлеров «X5 Retail Group» и «Магнит». По утверждению эксперта, эти две компании инвестируют в развитие в России в текущем году более 3 млрд долларов. Для сравнения, Metro Group инвестирует 3,4 млрд долларов, которые распределяются по всем странам развития сети (более 30 стран мира).
В обсуждение развития сегментов включились первые лица компаний. Как сказал операционный директор по развитию компании «М.Видео» Валерий Симанов, рынок бытовой техники и электроники развивается бешеными темпами и «расслабляться нет возможности: конкуренты дышат в спину».
«В нашем сегменте работают три основных лидера: «М.видео», «Эльдорадо» и Media Markt. Конкурентов мы знаем и уважаем. В области сложной техники доля потребления в ближайшие несколько лет будет расти, - подчеркнул спикер. - Стать лидером в своей отрасли для нас не приоритетная цель. Компания ставит перед собой другую задачу — ориентация на клиента. Для нас важнее не количественное развитие, а качественное».
Что касается рынка мобильных телефонов, то, по мнению Виктора Луканина, вице-президента по коммерции компании «Евросеть», прошлый год принес много изменений в сегмент сотового ритейла:
«Если рынок FMCG переживал консолидацию, то наш рынок, так сказать, «расконсолидацию». Некоторые локальные сети увеличивались более чем в два раза. Есть некоторые сети с Дальнего Востока, у которых хорошие показатели роста и которые уже открывают свои салоны в столице», - отметил Виктор Луканин.
Как подчеркнул Михаил Бурмистров, перейдя к обсуждению сегмента DIY, перед ритейлерами стоят две основные задачи: расти и развиваться. Однако это развитие проходит на очень ограниченном бюджете. По словам генерального директора сети «Метрика» Алексея Иовлева, «большинство игроков снизили свои темпы развития, дележка рынка DIY скоро закончится, а в будущем определятся неоспоримые лидеры сегмента».
Аптечный рынок, по мнению присутствующих, мало консолидирован. По утверждению директора по маркетингу сети «36,6» Антона Володькина, фармацевтическая отрасль хорошо жила до кризиса, но усиление регулирования сегмента со стороны государства привело к снижению темпов роста.
После подведения итогов дискуссий и краткого представления рейтинга прошла церемония награждения основных лидеров отрасли. Она была проведена в номинациях «Самые эффективные» (отношение долговой нагрузки к обороту), «Крепкие регионалы», «Лучшие среди равных» (лидеры по обороту в своих сегментах), «Самые динамичные» (лидеры органического роста в своем сегменте рынка, показатель like-for-like) и «Дебютанты». Управляющий партнер ИД «Ритейлер» Даниил Сомов и автор цикла передач «История всероссийского обмана» на НТВ Алексей Егоров вручили победителям во всех номинациях шахматную фигуру белого Короля.
В ток-шоу «100 вопросов для TOP-100», проведенном Алексеем Егоровым и Дмитрием Потапенко (Управляющим партнером Management Development Group Inc.), в этом году приняли участие Михаил Сафран (ГК «Детский мир», руководитель маркетинговой дирекции), Сергей Смирнов (МТС, начальник управления планирования и внутренней отчетности), Андрей Гусев (Ригла, генеральный директор), Александр Тарасов (585, руководитель группы продвижения), Александр Мальчевский (Союз независимых сетей России, исполнительный директор), Андрей Бурматиков (SELA, директор управления креативного центра), Евгений Бутман (ECS Group, основатель), Михаил Иващенко (Компьютерный центр «КЕЙ», генеральный директор), Владимир Рюмин (Утконос, генеральный директор).
Участники ток-шоу обсудили ассортимент и качество товаров своих сетей, перспективы их развития. В ходе ток-шоу было выяснено, например, что ассортимент крупных магазинов детских товаров в России на 70 % состоит из того, что можно увидеть и в магазинах Европы; что в тройку товаров, пользующихся наибольшим спросом у покупателей аптек, входят «Арбидол», кодеиносодержащие препараты и «Виагра»; что в сегменте ювелирных изделий в России соотношение между отчественными и импортными товарами 70/30.
Развернулась довольно острая дисскуссия об информационных масс-медиа, которые в своих материалах освещают потребрынок и ритейлеров, работающих в этом сегменте. Дебаты Алексея Егорова, в лице всех журналистов, и некоторых присутствовавших вылились во всеобщее обсуждение этой темы. По словам Галины Ящук, директора по маркетингу группы компаний «Азбука вкуса», некоторые материалы, прошедшие в СМИ и касающиеся премиальной сети, неправдоподобны.
«Журналисты порой нас критикуют, иногда информация о нашей сети и вовсе не соответствует действительности. Безусловно, не во всех магазинах представлен качественный товар, но качество продуктов в нашей сети мы можем гарантировать. Мы не критикуем других, будь то участники рынка или же кто еще, мы стараемся быть лучше. За прошедшие несколько лет многие ушли с рынка: Патэрсон, Мосмарт и другие. Наша сеть наоборот выросла», - прокомментировала Галина Ящук.
Завершилось ток-шоу дискуссией на тему аренды торговых помещений. Как выяснилось в ходе обсуждения, в столице арендные ставки в несколько раз могут превышать региональные (около $ 1000), а в Европе ставки и вовсе порой не выше $ 300. Однако ритейлеры не в обиде на арендодателей. По мнению большинства присутствовавших, будь они «по ту сторону баррикад», они бы так же повышали ставки, если бы от этого зависела прибыльность их бизнеса.
В завершение INFOLine Retailer Russia TOP-100 совладелец и ведущий бизнес-тренер компании «Oratorica» Радислав Гандапас провел тренинг для ТОП-менеджеров «Харизма лидера в бизнесе». Присутствовавшим на мероприятии первым лицам компаний г-н Гандапас рассказал о том, что же делает харизматичного лидера таковым, а в конце тренинга неожиданно предложил участникам в рамках шуточного упражнения вызвать дождь. Упражнение подразумевает, что сто собравшихся вместе людей с сильной энергетикой могут вызвать дождь. Совпадение ли, но выйдя на улицу по окончании мероприятия, участники INFOLine Retailer Russia TOP-100 действительно обнаружили небольшой дождь.
Цель проекта INFOLine Retailer Russia TOP-100 - формирование общеотраслевого и общепризнанного рейтинга компаний розничной торговли, позволяющего:
- ритейлерам - оценивать свою эффективность и потенциал развития;
- финансовым институтам - понять картину отрасли и сопоставить участников;
- поставщикам и производителям - найти новых партнеров и оценить динамику развития отношений с текущими партнерами;
- компаниям смежных отраслей - ускорить процесс выстраивания отношений с широким спектром компаний.
Для представления точной, качественной оценки эффективности ритейлеров, признаваемой как деловым сообществом, так и государственными органами, были проанализированы операционные показатели более 1000 торговых сетей.
Мы благодарим все организации, принявшие участие в мероприятии и поддержавшие проект INFOLine Retailer Russia TOP-100, и приглашаем Вас к дальнейшему участию в конструктивной дискуссии профессионалов в области розничной торговли в рамках INFOLine Retailer Russia TOP-100!
Если Вы не смогли принять участие в INFOLine Retailer Russia TOP-100 – 2011, приглашаем Вас присоединиться к единомышленникам в следующем году!