![](/upload/img/rinaaat.JPG)
Генеральный директор одной из крупнейших в России розничных компаний рынка DIY «Трест СКМ» и председатель Союза DIY Ринат Мухаметвалеев с трибуны форума «Проблемы и перспективы развития рынка строительно-отделочных материалов и торговли DIY» призвал поставщиков и потребителей к «бытовому патриотизму». Спикер выразил беспокойство в связи с явным доминированием на рынке французской сети Leroy Merlin. «Мне, как менеджеру российской сети, не хочется увидеть повторение сценария Польши, где сейчас иностранные сети занимают доминирующее положение», - заявил он.
По утверждению Рината Мухаметвалеева, в ближайшие три года действия DIY ритейлеров будут определять три главных тренда. Первый тренд - это адаптация и дальнейшая оптимизация эффективной бизнес-модели. По мнению спикера, на сегодняшний момент в России есть две компании, которые могут себе позволить развиваться органически, не концентрируясь на эффективности бизнес-модели, потому что их бизнес-модель уже показала свою результативность - это компании «Leroy Merlin» и «Петрович». Для всех остальных компаний вопрос бизнес-модели и среднесрочной стратегии будет ключевым, уверен гендиректор «Треста СКМ».
«Второй вопрос, который будет определять эффективность ритейлеров, - это категорийный менеджмент, - считает Ринат Мухаметвалеев. - В прошлом году мы вошли в зону рецессии, в зону дефицитного бюджета. Это абсолютно новая реальность в том числе с точки зрения менеджмента. Мы уже сейчас наблюдаем резкое изменение спроса в ценовых категориях, спрос резко уходит в средний минус и в дешевые сегменты, и это тот тренд, под который мы должны сегодня очень быстро адаптироваться», - пояснил он.
В качестве третьего ключевого тренда для отрасли спикер отметил развитие мультиканальной торговли: «Я считаю, что в ближайшие несколько лет роста показателя like for like можно будет достигать только за счет у продаж в онлайне или в multi-channel, как сейчас модно говорить», заявил гендиректор «Треста СКМ».
Кульминацией выступления Рината Мухаметвалеева стал призыв к поставщикам и потребителям отдавать предпочтение отечественным сетям. «Сегодня у всех игроков на рынке есть один главный вопрос, на который все мы ищем ответ. Этот вопрос заключается в том, что делать с «Leroy Merlin», - признался председатель Союза DIY. - Эта компания проделывает колоссальную работу для того, чтобы консолидировать рынок, но я горжусь тем, что я работаю в российской сети, и я считаю, что это - фундаментальный вопрос, на который я, как менеджер российской сети и председатель Союза DIY, должен отвечать, - продолжил он. - Я считаю, что самый правильный сценарий - это сценарий Скандинавии, сценарий Германии, где национальные сети играют главную роль, потому что при всей декларируемой локальности международных сетей мы должны понимать, что это - международные сети, которые оставляют прибыль немножко в других местах», - добавил спикер.
По словам Рината Мухаметвалеева, у сетей есть выход из сложившейся ситуации на российском DIY рынке, и в рамках развития Союза DIY предпринимаются необходимые шаги. На сегодняшний момент и члены Союза DIY, и ряд сетей (лучшие примеры - «Домоцентр» и «Мегастрой») достаточно эффективно корректируют свою стратегию для того, чтобы конкурировать с «Leroy Merlin», заверил председатель Союза DIY.
«Путь, по которому мы должны действовать и к которому я призываю с трибуны - сдерживать развитие «Leroy Merlin» созданием реальных барьеров. Союз DIY будет лоббировать эти вопросы просто потому, что присутствие монополиста вредно для рынка, - заявил спикер. - Во-вторых, мы будем проводить работу с потребителями. По крайней мере, Германия в 1960-х гг. прошлого века на уровне национальной политики внедряла установку, что для восстановления экономики нужно покупать немецкое и в немецких сетях, как бы ни было тяжело, и сегодня мы видим немецкие сети на лидирующих ролях во всей Европе. Когда у тебя есть надежные тылы в виде домашнего потребления - ты можешь спокойно идти дальше», - резюмировал он.
Ринат Мухаметвалеев также отметил, что гордится тем, что у нас в стране есть такие сети, как «Магнит», как «М.Видео»: «Это сети с очень мощной стратегией, которые смогли создать задел, когда рынок это позволял. Сегодня в Екатеринбурге, в области и в регионах нашего присутствия мы совместно с госструктурами и СМИ реализуем программу, призывая покупать в российских сетях. Мы призываем покупать не только в наших магазинах, - подчеркнул спикер и продолжил:
В текущей ситуации я призываю всех к бытовому патриотизму. Весь прошлый год наша экономика не росла, мы очень четко должны это понимать. В декабре прошлого года рост потребления через рост кредитования был исчерпан, и с января мы падаем. По итогам марта рост промышленного производства и рост в области индустрии сервиса показал самые низкие показатели с 2009 г. Я не призываю всех пересесть на «Ладу», но нужно говорить о том, чтобы увеличивать приобретение у российских поставщиков, у российских производств, нужно русским потребителям покупать в российских сетях».
Проводимый организаторами выставки MosBuild совместно с агентством INFOLine в качестве стратегического партнера, за последние 3 года форум «Проблемы и перспективы развития рынка строительно-отделочных материалов и торговли DIY» стал одним из ключевых деловых событий для рынка DIY России. Традиционно мероприятие посещают более 500 участников – топ-менеджеров крупнейших розничных компаний и производителей рынка строительных материалов и товаров для дома для подведения итогов года и обсуждения наиболее актуальных вопросов развития отрасли. Как и в предыдущие годы, 2 апреля 2014 года форум собрал полный зал делегатов.