Первые весенние дни преподнесли россиянам ожидаемый, но неприятный сюрприз - в магазинах подскочили цены на продовольственные товары. При этом пока цены на товары из категории нон-фуд остаются прежними, прежде всего из-за высокой конкуренции и снижения спроса на непродовольственные товары. Однако, по словам экспертов, проблему это не решит, рост цен продолжится и дальше - и нон-фуд не избежит этой участи.
По официальным данным, с начала года до 8 % в цене прибавили некоторые овощи, молочная продукция прибавила от 2 до 4%. Пока цены на мясо (говядину, свинину, мясо птицы), по данным Петростата, остались на прежнем уровне.
Как сообщил РБК начальник Управления по связям с общественностью X5 Retail Group N. V. Владимир Русанов, на данный момент можно говорить о том, что дорожает вся импортная продукция примерно на 15%. "Именно на столько изменился курс рубля по отношению к евро. Также надо учитывать рост стоимости услуг перевозчиков, которые устанавливают цены в валюте, и таможенные платежи, которые также осуществляются в валюте", - подчеркивает он.
Гендиректор аналитического агентства INFOline Иван Федяков поясняет, что рост цен прежде всего проявляется в категории товаров, которые имеют короткий срок годности, поскольку такие продукты чаще обновляются. "Мы уже видим, что закупки идут по новым ценам по современной молочке, фруктам, овощам, свежему мясу», - говорит он. "Другое дело, что в некоторых случаях этим пытаются манипулировать, завышая цены с некоторым лагом от этой курсовой разницы. Это происходит всегда, когда есть большие колебания цен", - отмечает эксперт.
Представители же торговых сетей уверяют, что пока наценка остается неизменной. "Мы по-прежнему будем стараться сдерживать рост цен путем более тщательного отбора ценовых предложений поставщиков, а также за счет промо-акций", - говорит В.Русанов из X5 Retail Group N. V.
Что касается товаров длительного пользования, то здесь пока наблюдается смешанная динамика, отмечают эксперты. "Мы видим замедление покупательской активности, которое началось еще в конце прошлого года. На большой ассортимент одежды и бытовой техники пока еще держатся старые цены, поскольку это закупки прошлогодние", - говорит И.Федяков.
При этом в этом секторе появился новый тренд - если ранее ритейлеры пользовались ситуацией и вслед за повышением цен на продовольственные товары также поднимали цены на непродовольственные товары, то сейчас из-за жесткой конкуренции и некоторого профицита предложения над спросом цены пока остаются на прежнем уровне. Но эксперт предупреждает, что прошлогодние закупки рано или поздно закончатся, а новые будут делаться уже по новым ценам. "И здесь мы увидим пропорциональный рост цен", - заключает он.
Но беда не только в повышении цен на импорт. Курсовая разница, по словам экспертов, отразилась и на отечественных производителях. Так, В.Русанов утверждает, что некоторые отечественные производители, работающие на импортном сырье, также объясняют рост отпускных цен валютными колебаниями. "Даже производители товаров, локализованных в России, очень серьезно ощущают эту курсовую разницу: это и сырье, и кредиты, взятые в евро", - отметил И.Федяков.