Развитие индустрии е-grocery в России и странах Центральной Азии: настройка собственного канала продаж или же работа с агрегаторами? Опытом делились спикеры вебинара «Е-grocery: стратегии и трансформация 2025 года», организованного агентством INFOLine в партнерстве с Yango Retail Tech.
Модератор встречи Иван Федяков, основатель INFOLine. В обсуждении приняли участие:
- Александра Санчес-Перес, CBDO CIS Yandex Retail / Tech (международный департамент),
- Василий Рудольф, СЕО «Азия Ритейл» (Кыргызстан),
- Максим Бабиков, директор по развитию категории FMCG Uzum Market (Узбекистан),
- Олеся Кущенкова, директор по маркетингу КД «Куликовский» (Кыргызстан, Казахстан, РФ),
- Дмитрий Андрианов, руководитель направления e-commerce Small (Казахстан),
- Давид Арутюнян, директор онлайн-сервисов «Азбуки Вкуса» (Россия).
Запись трансляции мы разместили здесь.

Александра Санчес-Перес, Yandex Retail / Tech: «Только за первое полугодие мы зафиксировали в «Яндексе» 116 млн уникальных поисковых запросов на тему приложений конкретных магазинов. То есть пользователи стремятся покупать у ритейлеров напрямую. Если говорить о модели «экспресс», то прямая доставка бьет агрегаторские показатели. Вывод очевиден: ритейлерам необходимо стремиться к независимости, автономности и развивать свой собственный канал продаж».
Давид Арутюнян, «Азбука Вкуса»: «Агрегаторы – это всегда или почти всегда компании, вышедшие из сферы bigteh, с огромными ресурсами и штатом инженеров, разработчиков, аналитиков, которые лучше всех умеют делать приложения и другие продукты, добиваясь в этом выдающихся результатов. Конечно, у таких игроков, как Х5 или «Магнит», тоже достаточно масштаба, чтобы иметь не меньший штат и делать продукты не хуже. Но есть еще одна важная составляющая – аудитория. У агрегаторов зачастую есть аудитория, до которой вы не сможете дотянуться, будучи розничной компанией.
В «Азбуке вкуса» мы имели собственное приложение и свою доставку. Когда отрасль начала стремительно развиваться, мы стали партнерами «Яндекс Еды» и на этом очень сильно выросли – коллеги дали нам просто невероятную скорость. Это кейс о том, как за месяц–два–три вы запускаете e-com, подключаетесь к огромной аудитории пользователей, которые есть в агрегаторе, получаете роскошное мобильное приложение, отличные технологии, рекомендации клиентского опыта, и вам просто нужно собирать заказы в магазине и отдавать их курьеру. Великолепная возможность для любого ритейлера.
У нас очень хорошее партнерство с агрегаторами, которое работает для большой, но немного другой аудитории. И это не мешает нам строить свои сервисы».
Дмитрий Андрианов, Small: «Во-первых, большое спасибо за то, что агрегаторы в принципе существуют. Да, мы как ритейлер платим им немаленькую комиссию, но это для нас дополнительный трафик и еще один канал продаж.
На мой взгляд, совсем маленьким ритейлерам без опыта в e-commerce, очень важно начинать работу с агрегаторами, просто потому что с их помощью можно получить серьезные знания, а также тех потребителей, которые предпочитают заказывают доставку. Мы должны отдавать себе давать отчет в том, что люди перетекают в online.
Подход Small
заключается в том, что мы планируем использовать максимально возможное число каналов для привлечения трафика. Хотим учиться с помощью лидеров рынка различным технологиям, впитывать опыт построения системы лояльности. А уже потом найти ресурсы внутри себя и, используя эти знания, построить собственный e-com.
Потому что стратегически важная цель – это своя экосистема электронной коммерции».
Олеся Кущенкова, КД «Куликовский»: «Мы работаем со своими и с чужими, лишь бы клиенту было хорошо. Но собственная доставка у нас растет быстрее, чем продажи через агрегаторов. Просто 70% клиентов в принципе пользуются нашей программой лояльности и нашим приложением, потому что там есть кэшбэк, возможность расплачиваться баллами, копить напитки, участвовать в розыгрышах и куча всего другого.
Второй момент: через приложение мы собираем о клиенте гораздо больше информации, чем можем получить из отчета любого агрегатора. Мы наблюдаем за клиентским поведением, что позволяет нам делать какие-то классные персонализированные предложения, заводить акции и так далее.
Агрегаторы пока таких подробных отчетов не формируют. Возможно, придут и к этому, потому что запрос у бизнеса есть – все хотят понимать своего клиента».
Василий Рудольф: «Говорить на перспективу не возьмусь, поскольку внешняя среда меняется неожиданно. Но в данный момент нам удобно работать с агрегаторами, поскольку они действительно борются за долю рынка, предлагают хорошие условия, вкладываются в рекламу.
На сегодня мы для себя выбрали такой путь. Как будет завтра – посмотрим. Но однозначно могу сказать, что в ближайшее время получим двойной-тройной рост, ведь стоим в самом начале этого пути и работаем с низкой базой».
Запись трансляции мы разместили здесь.
Рекомендуем вам исследование INFOLine «Потребительские рынки стран: России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана». Структура выпуска:
- Макроэкономика и потребительский рынок стран Центральной Азии и Узбекистана
- Розничная торговля в России
- Отдельные разделы, посвященные розничной торговле Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана
- Показатели e-commerce в исследованных странах
Получить демоверсию исследования.
Подписывайтесь на наш официальный канал INFOLine Eurasia, чтобы получать больше качественной аналитики и следить за самыми свежими событиями потребительского рынка стран Центральной Азии и Кавказа.
На все возникшие у вас вопросы ответят специалисты INFOLine.
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
info@info2b.kz
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.