В 2024 году объем железнодорожных перевозок сократился на 3,3% до 1,308 млрд т, следует из обзора INFOLine Rail Russia TOР. Авторы исследования также отметили: в IV квартале снижение составило 3,6% до 326,1 млн тонн.
Наиболее существенно просели перевозки строительных материалов – на 9,4% до 208,2 млн т, транспортировка угля упала на 4,7% до 362,7 млн т, руды – на 2,1% до 139,8 млн т, нефтяных грузов – на 1% до 219,2 млн т, черных металлов – на 8,0% до 80,3 млн т. Вместе с тем в рост пошли перевозки удобрений – за год на 9,1% до 85,6 млн т, а также лесных грузов – на 0,1% до 36,5 млн т.
Доля ТОР-30 крупнейших операторов по объему грузоперевозок в общем тоннаже уменьшились с 78,7% до 75,3%. Влияние на рынок 30-ти лидеров грузооборота тоже снизилось – на 0,3 п.п. до 83,3%.

Из компаний, входящих в ТОР-10, перевозки нарастили только ПГК, «Деметра-холдинг» и НТК, остальные участники рынка снизили свой показатель.
Первая грузовая компания увеличила перевозки на 2,7% до 129,6 млн т благодаря активной работе над сокращением порожнего пробега и маршрутизацией (доля отправительской маршрутизации по порожним отправкам за 2024 год составила 25%).
Перевозки Национальной транспортной компании за 2024 год выросли на 21% в связи с переходом в управление парка полувагонов «Нефтетранссервиса». Федеральная грузовая компания снизила показатель за тот же период 11,5%, до 101,8 млн т – ФГК сосредоточилась на максимальном удовлетворении потребностей экономики и государства в обеспечении вагонами перевозок стратегических и социально значимых грузов и реализации проектов по разработке нового подвижного состава: доля вагонов в исправном состоянии превысила 98,4%, коэффициент задействования вагонов в оперировании и аренде составил 96%.

В 2025 году операторы столкнутся с масштабными вызовами, связанными со значительным сокращением задействованного в перевозках парка, уверен генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.
«В таких условиях, учитывая снижение перевозок на сети, значительно усилится конкуренция за крупнейших грузовладельцев и сервисные контракты. В 2024 году ряд компаний завершил активную фазу закупок нового подвижного состава, и в 2025 году мы ожидаем существенно более аккуратных планов закупок, особенно в сегменте типовых полувагонов», – отмечает эксперт.
В то же время, полагает аналитик, вырастут закупки фитинговых платформ: сегмент контейнерных перевозок, как и перевозки минеральных удобрений, характеризует динамичный рост грузооборота и погрузки, и крупнейшие контейнерные операторы возвращаются к закупкам нового подвижного состава.
«Кроме того, активизируется рынок аренды инновационных полувагонов в связи с переходом с 1 апреля на согласование всех заявок при перевозке по квоте угля на экспорт из Кемеровской области в восточном направлении на инновационный подвижной состав, – считает Михаил Бурмистров. – К тому же 2025 год будет характеризоваться и продолжением процессов консолидации: в условиях растущей конкуренции и увеличения расходов, связанных с лизингом, ставками по кредитам и ремонтом, ряд средних и малых компаний могут принять решение по продаже бизнеса».
Подробнее о ежеквартальном обзоре INFOLine Rail Russia TOР. Структура отчета:
- рейтинг операторов подвижного состава и компаний, занимающихся операционным лизингом
- макроэкономические показатели развития транспорта в России
- основные события операторов рынка железнодорожных перевозок в России
- бизнес-справки по крупнейшим операторам, включающие операционные и финансовые показатели, динамику парка в собственности и управлении, перевозки и грузооборот за 10 лет, инвестиционные проекты, закупки подвижного состава, слияния и поглощения, отставки и назначения, стратегии, контакты и др.
- основные события компаний, занимающихся операционным лизингом подвижного состава
- бизнес-справки по крупнейшим оперлизинговым компаниям в сегменте железнодорожного подвижного состава
Summary обзора «INFOLine Rail Russia TOP» можно скачать по ссылке или запросить по почте str@allinvest.ru.
Для развития вашего бизнеса мы также подготовили исследование «Рынок грузового железнодорожного транспорта РФ. Итоги 2024 года. Прогноз до 2026 года». В нем содержится:
- описание, анализ ключевых тенденций и долгосрочных показателей (2014-2024 гг.) железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта,
- подробный анализ основных тенденций развития железнодорожной отрасли в 2014-2024 гг., включая основные итоги и последствия реформирования отрасли и особенности ее нормативного регулирования,
- прогноз основных макроэкономических показателей России, описание сценариев развития железнодорожного транспорта, прогноз погрузки и грузооборота железнодорожного транспорта, а также закупок и списания подвижного состава до 2026 года,
- анализ и прогноз парка подвижного состава и его баланса по задействованию, закупок и списания, а также цен на вагоны и арендных ставок по основным видам подвижного состава,
- рейтинг крупнейших операторов и лизинговых компаний с итогами операционной и финансовой деятельности компаний,
- бизнес-справки по крупнейшим операторам подвижного состава.
Обсудить с менеджером бонусы и скидки на покупку исследования.
Сотрудники INFOLine всегда готовы ответить на любые вопросы. Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
str@allinvest.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot
Большой объем оперативной информации и всегда свежие данные – в нашем официальном Telegram-канале INFOLine: экономические новости.