За девять месяцев 2024 года суммарная торговая площадь 200 крупнейших FMCG-сетей увеличилась на 10,4% до 39,1 млн кв. м, подсчитали авторы обзора INFOLine «Розничная торговля Food и потребительский рынок России». Это на 1,5 процентных пункта меньше, чем за тот же период 2023-го.
Чистый прирост в течение трех кварталов 2024-го был неравномерным: во II и III четверти года он составил 5,8 и 1,3 % соответственно, а за 9 месяцев в целом сократился год к году на 10% до 1395,1 тыс. кв. м.
«Прирост площадей резко замедлился в I квартале, этот показатель был ниже только в начале пандемии, то есть в I и II кварталах 2020-го, – комментирует ситуацию генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. – В январе–марте ритейлеры осмысливали ситуацию с высокой ключевой ставкой».
Крупноформатные жесткие дискаунтеры в этом году столкнулись со снижением трафика, что ограничило активность по открытию новых торговых точек, добавляет эксперт. Еще в прошлом году сети жестких дискаунтеров ГК «Торгсервис» — «Светофор» и «Маяк» — расширялись, в этом же количество их магазинов стало сокращаться.
Авторы обзора INFOLine отмечают также замедление развития крупноформатных дискаунтеров «Доброцен», «Победа» и «Находка», которые из-за подорожавших заемных средств оптимизируют инвестпрограммы. При этом в ответ на запрос потребителя на удобство и скорость покупок ускоряют операционный рост сети малых форматов: магазины у дома «Вкусвилл», «Ярче», «Винлаб».
У X5 Group за девять месяцев прибавилось 520 500 кв. м торговых площадей (в итоге их стало 10,7 млн кв. м), но прирост оказался на 30,8% меньше, чем годом ранее. Прибавка по числу объектов на 26,5% уступила аналогичному показателю 2023-го за счет высокой базы января–сентября прошлого года (плюс 2143 магазина), когда в контур группы вошли розничные бизнесы ООО «Тамерлан» и ГК «Виктория».
«Магнит», напротив, ускорил органический рост ключевого формата магазинов у дома, но при этом в III квартале заметно сократил количество крупноформатных магазинов: закрыл один гипермаркет в Тюменской области и 17 супермаркетов в разных регионах страны – общая площадь более не существующих объектов превысила 24,5 тыс. кв. м. При этом органический рост жесткого дискаунтера «Первый выбор» ускорился: число магазинов выросло с 51 до 141 (годом ранее за тот же период прибавилось только 20 объектов).
Высокая динамика прироста и у сети магазинов у дома «Монетка», которую в прошлом году купила «Лента». За три квартала 2024-го «Монетке» удалось увеличить прирост в 2,6 раза до 117,25 тыс. кв. м – таких результатов сеть достигла в результате активного органического развития и географической экспансии: за отчетный период количество объектов возросло на 502, а магазины сети стали открываться в Московской агломерации, Санкт-Петербурге и Ленобласти, на Алтае и в Татарстане.
«Продолжает активно расти сеть «Красное&Белое», поскольку формат ее магазинов — с набором необходимых продуктов и расширенным алкогольным ассортиментом — остается востребованным», – отмечает также Михаил Бурмистров. За девять месяцев сеть ускорила органический рост на 7,9%, увеличив количество объектов на 2 850 до 19 672. А «Бристоль», входящая вместе с «К&Б» в «Меркурий ритейл холдинг», напротив, замедлила развитие. Она увеличилась на 316 магазинов до 7109 за январь — сентябрь, что вдвое меньше год к году.
«Высокая ключевая ставка продолжит и дальше негативно влиять на развитие отрасли в VI квартале текущего года, и в 2025-м, – считает руководитель «INFOLine-Аналитики». – Такой ее уровень повышает сроки окупаемости проектов и увеличивает расходы на обслуживание долга, что ограничивает возможность финансировать инвестиционные программы».
Краткую версию ежемесячного обзора по развитию FMCG-рынка можно скачать здесь. Или запросите выпуск у наших специалистов по e-mail: retail@infoline.spb.ru.
Подробнее об обзоре INFOLine «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»
- Показатели розничной торговли
- Показатели розничной торговли FMCG
- Показатели развития крупнейших ритейлеров FMCG
- Online и foodtech
- Рейтинг INFOLine Russia TOP online food retail
- Крупнейшие сети FMCG России
- Операционные, финансовые показатели, региональная представленность, ключевые события и планы развития TOP-10 ритейлерам FMCG
- Региональное развитие розничной торговли FMCG
- Региональная структура РТО, Food и Non-Food
- Рейтинги сетей FMCG по 8 федеральным округам
- Состояние рынка торговых центров
Запросить демоверсию обзора.
Не забудьте также о нашем ежемесячном отчете «Состояние потребительского рынка и Рейтинг торговых сетей FMCG России»:
- Операционные итоги 200 крупнейших сетей FMCG России
- Рейтинги по количеству, торговой площади, выручке
- Государственное регулирование розничной торговли
- Основные события в розничной торговле FMCG
- Актуальные кейсы по розничной торговле и потребительскому рынку
- Основные события и планы развития торговых сетей FMCG России в формате бизнес-справок по каждой компании
Получить специальное предложение для подписки на обзор.
На все возникшие у вас вопросы ответят специалисты INFOLine.
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot