На основании своего ежемесячного обзора
"Рейтинг розничных сетей FMCG России" специалисты аналитического агентства INFOLine подвели итоги развития продуктовой розницы за 11 месяцев текущего года. Они подсчитали, что количество торговых объектов ТОП-120 ритейлеров FMCG за январь-ноябрь 2012 года увеличилось на 3052. Таким образом, общее число магазинов 120 крупнейших продуктовых сетей на 1 декабря 2012 года составило 20155, а их совокупная торговая площадь 11 108,1 тыс. кв. м. В INFOLine ежемесячно анализируют показатели более 550 сетей FMCG РФ – ТОП-120 попадают в "Рейтинг".
По утвержению аналитиков, наиболее высокотехнологичным и эффективным среди современных форматов розничной торговли FMCG является гипермаркет. По сравнению с торговыми объектами меньших форматов он обеспечивает высокий показатель выручки на одного сотрудника и меньшее количество работников на единицу площади. Согласно обзору INFOLine, за январь-ноябрь 2012 года число гипермаркетов ТОП-120 ритейлеров FMCG увеличилось на 65.
Лидером по количеству гипермаркетов в России является «Магнит». При этом по показателю суммарной торговой площади гипермаркетов лидирует Metro Cash & Carry. Второе место занимает Auchan, развивающий три формата – гипермаркет "Ашан", мини-гипермаркет "Ашан-Сити" и гипермаркет "Наша Радуга".
По мнению генерального директора "INFOLine-Аналитика" Михаила Бурмистрова, наиболее перспективным для развития региональными игроками рынка сегодня является формат супермаркетов. "Формат супермаркетов — та ахиллесова пята федеральных сетей, которую могут использовать региональные ритейлеры, - полагает эксперт. - Очевидно, что большинство существующих дискаунтеров, те магазины у дома, которые представлены сегодня, — не удовлетворяют потребителя ни качеством, ни ассортиментом. Российские потребители ходят в эти магазины, но не получают от этого удовольствия, и, более того, уровень лояльности к большинству сетевых дискаунтеров даже не нулевой - он отрицательный. При этом, как ни парадоксально, рынок супермаркетов не заполнен".
Число супермаркетов 120 крупнейших продуктовых сетей РФ за 11 месяцев уходящего года выросло на 192 торговых объектов. Безоговорочным лидером в формате "супермаркет" по величине торговых площадей является компания X5 Retail Group, управляющая сетью супермаркетов "Перекресток" и премиальных супермаркетов "Зеленый Перекресток". На второе место благодаря активному региональному развитию вышла сеть Spar (с учетом всех юридических лиц и субфранчайзинга). На третьей позиции "Седьмой континент", развивающий супермаркеты под брендом "Седьмой континент" и др.
По количеству торговых объектов лидирует также X5 Retail Group (350 супермаркетов на 1 октября 2012 года), на втором месте торговая сеть Spar, на третьем – "Тверской купец".
Что касается развития формата "Дискаунтер", то за январь-ноябрь 2012 года их количество у ТОП-120 ритейлеров FMCG увеличилось на 1927 объектов. В данном формате лидирует сеть "Магнит". Второе место занимает X5 Retail Group, управлявшая дискаунтерами "Пятерочка". На третьей позиции – сеть "Дикси".
За 11 месяцев 2012 года также было открыто 860 «магазинов у дома». Безоговорочным лидером в данном формате является сеть "Народная 7Я". Второе место занимает один из значимых ритейлеров Сибирского ФО – торговая специализированная сеть "Свежие продукты", которую ТХ "Сибирская губерния" начал развивать в 2009 году. Третье место занимает ГК "Дикси" , управляющая магазинами "Квартал" и "Дешево", которые находятся в стадии ребрендинга в "Диски".
В целом, аналитики INFOLine обращают внимание на ужесточение конкуренции в FMCG ритейле. Они подчеркивают, что роста рынка на уровне 15-20% не предвидится. По прогнозам агентства, в ближайшем будущем этот показатель будет составлять в лучшем случае 5-6%. Все это приводит к каннибализации трафика сетей, которая уже сегодня имеет место в большинстве крупных городов России, и к снижению операционной эффективности розничных сетей. В некоторых случаях ритейлеры даже вынуждены открывать собственные магазины рядом с уже действующими, сознательно идя на снижение оборота ранее открытых магазинов. Это делается, чтобы не пустить конкурентов. Ситуация, безусловно, достаточно напряженная, и сетевые компании, которые работают в сегменте шаговой доступности, вынуждены закрывать ряд магазинов в связи с неэффективностью.