Сегодня Россия полностью обеспечивает себя продуктами питания: по итогам 2023 г. страна была обеспечена зерном на 175,3%, растительным маслом — на 226,9%, рыбой — на 163,7%, сахаром — на 108,5%, мясом — на 100,5%, молочными продуктами — на 85,9%.
Но несмотря на имеющийся потенциал, пищевая промышленность России сталкивается с определенными трудностями. Это негативно влияет на эффективность производства и качество продукции, а также осложняет выход на международные рынки.
В конце 2023 г. Минсельхоз зафиксировал острый дефицит кадров в агропромышленном комплексе страны. По оценкам министерства, отрасли не хватает 200 тыс. специалистов. Данные опроса INFOLine и WorldFood Connect говорят о том, что 30% производителей продуктов питания испытывают недостаток рабочей силы, относя кадровый вопрос к числу факторов, оказывающих негативное влияние на текущее развитие отрасли. Эти и другие трудности пищевой индустрии обсудили участники пленарной дискуссии INFOLine "Диалог лидеров: новые стратегии развития", состоявшейся на площадке WorldFood Moscow 2024.
Дмитрий Козлов, генеральный директор холдинга "Коломенский", лидера хлебобулочной отрасли заявил: "Во всех регионах присутствия нашей компании, включая Москву, Санкт-Петербург, Московскую и Тверскую области, существует одна и та же проблема: нехватка линейного персонала. Это в том числе связано с постоянным ростом компании, требующим дополнительного найма. Несмотря на то, что кадровая обеспеченность превышает 90%, люди приходят и уходят. Основной метод решения – увеличение зарплат. За последние два года зарплаты в компании выросли на 45-50%, превысив средний уровень в FMCG-секторе. Однако у людей есть альтернатива – это ритейл и другой график. Мы – круглосуточно работающее производство со смещенным графиком, люди приходят, но далеко не всегда задерживаются здесь".
Татьяна Смирнова, занимающая должность директора департамента маркетинга и продаж в ООО "Тамбовский бекон" (ГК "Русагро"), представила альтернативную точку зрения: "Я не согласна с тем, что все можно компенсировать только рублем. Нужно искать другие пути. В нашей компании существуют различные программы и институты, направленные на развитие сотрудников и подготовку преемников. Мы активно поощряем развитие и предоставляем возможности для студентов сельскохозяйственных институтов. У нас есть карьерные перспективы, мы выплачиваем стипендии, а в ряде проектов даже обеспечиваем жильем в Тамбове.
Однако проблема остается. Мясоперерабатывающие предприятия у нас на 85% обеспечены сотрудниками, а на выращивании этот показатель ниже 80%. Это серьезная проблема, которая является основным вызовом для нас".
Разрыв дипломатических связей со странами – основными поставщиками высокотехнологичного оборудования, а также самих технологий тормозит развитие отрасли. Крупнейшими поставщиками пищевого оборудования до февраля 2022 г. были страны Евросоюза, теперь же компании импортируют его из Китая или через третьи страны, что занимает больше времени и средств. По данным "Росспецмаша", по итогам 2023 г. доля российских заводов на отечественном рынке приобретаемого оборудования для пищепрома снизилась на 10%: например, доля российского оборудования в мясопереработке составляет 11%, в хлебопечении – 30%, в молокопереработке – более 40%.
"Локализация оборудования - вторая по масштабам проблема. Мы растем на 30-40 и больше процентов в год. Мы покупаем мощности и покупаем места, которые можно быстро переоснастить на новое оборудование. Не только с началом СВО, а скорее с началом пандемии, все больше увеличиваются сроки поставки оборудования.
Если до пандемии от момента заключения контракта до запуска линии проходило от 9 до 12 месяцев, то теперь от 12 до 18. Круг поставщиков сократился достаточно серьезно. Сейчас мы пристально смотрим на оборудование из Китая, но тем не менее, проблема была, есть, и, скорее всего, еще будет длительное время", - отметил Дмитрий Козлов, генеральный директор БКХ "Коломенский" в
рамках пленарной дискуссии INFOLine "Диалог лидеров: новые стратегии развития.
Кроме этого руководитель компании рассказал о проблеме, связанной с нехваткой сырья для производства: "Трудности с российскими ингредиентами остаются актуальными. При поставках из Европы мы были уверены в идентичности солодовых экстрактов от партии к партии, но при использовании российского сырья столкнулись с проблемой нестабильности качества. Это привело к усилению входного контроля и увеличению количества проверяемых образцов.
Проблема касается не только солодового экстракта, но и других ингредиентов, включая муку. В одном муковозе может попасться мука разного качества, уложенная слоями. Мы ищем поставщиков с более стабильным качеством, включая российские и другие регионы, где закупаем сырье: какао-продукты, продукты на основе «пальмы», орехи.
У нас есть проблема с ферментами для переработки пшеницы, которые мы импортируем из-за границы, хотя они производятся из той же муки. Высококачественная мука, производимая из зерна первого и второго класса, не перерабатывается, и мы вынуждены импортировать ферменты из Турции, Европы и даже Китая. Пока мы не планируем заниматься этим самостоятельно, но в будущем, вероятно, придется".
По данным Союза производителей пищевых ингредиентов, РФ обеспечена всего 30-ю наименованиями собственных пищевых ингредиентов из 349 разрешенных, что не покрывает и 35% внутреннего спроса. В целом отечественный рынок пищевых ингредиентов оценивается в 3,5 млрд долл. CША.
На пленарной дискуссии INFOLine о трудностях в импортозамещении говорила и Мария Петрова, вице-президент по продажам Health&Nutrition (ранее Danone): "Нам пришлось искать альтернативы для 4 тысяч уникальных ингредиентов и более 73 тысяч уникальных запчастей. Однако ключевой элемент всей индустрии — стартовые культуры и закваски. Важно, что ключевые поставщики могут уйти с рынка в ближайшее время, что является нашей главной проблемой. Спрос на сырое молоко вырос на 6%, а производство увеличилось только на 2%. Из-за этого у нас не хватает молока. Также отрасль сталкивается с давлением в производстве масложировых элементов. В нашей жиродефицитной стране, где мы любим жиросодержащие продукты – сметану и масло, этих продуктов нам тоже не хватает".
Краткую версию презентации INFOLine с пленарной дискуссии "Диалог лидеров: новые стратегии развития" можно скачать по ссылке. Полный вариант доступен клиентам INFOLine.
Подробная информация о том, как менялась пищевая отрасль и АПК в 2023 году, и какие тенденции ждут их в 2024-2025 годах, включена в ежегодные исследования INFOLine "Производство продуктов питания и напитков России 2024 года" и "Агропромышленный комплекс РФ 2024 года", которые содержат:
-
Основные показатели и ключевые события отраслей;
-
Актуальные тренды на рынке;
-
Рейтинг крупнейших производителей продовольствия и агропромышленных холдингов России, а также бизнес-справки по ним;
- Перспективы развития отраслей и др.
Получить специальное предложение на покупку исследования.
Также вас может заинтересовать Отраслевой обзор "130 Крупнейших инвестиционных проектов в АПК и пищевой промышленности РФ. Проекты 2024 года".
На все возникшие у вас вопросы ответят специалисты INFOLine.
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640, +7 777 097 42 09
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot