В условиях общего снижения погрузки на сети ОАО РЖД в первой четверти 2024 года лидеры рейтинга железнодорожных операторов в подавляющем большинстве сократили грузооборот, следует из отраслевого обзора INFOLine Rail Russia TOP.
Лидерство в рейтинге не первый год сохраняет ПГК, Федеральная грузовая компания (ФГК; входит в ОАО РЖД) с 2021 года занимает второе место, одновременно продолжая возглавлять рейтинг по количеству вагонов в собственности и управлении. На третью строчку вышел «Деметра-Холдинг», занимающийся перевозками зерна и в последнее время заметно нарастивший парк.
Совокупная доля в перевозках у десяти крупнейших железнодорожных операторов по итогам I первого квартала сократилась на 3,4 процентного пункта до 58,1%, в грузообороте — на 5 п. п. до 59,3% год к году, отмечают авторы INFOLine Rail Russia TOP. Генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров делится наблюдениями: в условиях замедления оборота вагонов компании сокращают расходы, иногда отказываются от арендного парка, а также оптимизируют затраты на ремонты.
В конце 2023—начале 2024 года прошла череда крупных сделок, в результате которых сменились собственники нескольких операторов из топ-10. Среди них Первая грузовая компания, «Нефтетранссервис», Globaltrans, «Атлант». Пока прошедшие в отрасли сделки не привели к ротации в первой десятке INFOLine Rail Russia TOP.
По мнению Михаила Бурмистрова, выход «Деметра-Холдинга» на третью позицию обусловлен агрессивной инвестиционной политикой компании и особенно существенным улучшением финансовых результатов по итогам 2023 года на фоне роста доходности хопперов-зерновозов.
«В отрасли сохраняются благоприятные условия для сделок M&A, – убежден Михаил Бурмистров. – Крупные операторы в 2022–2023 годах создали хорошую финансовую подушку, позволяющую им покупать парк с завода в условиях высоких цен, а не брать кредиты при высокой ключевой ставке. Одновременно у компаний второго эшелона есть возможность выйти из бизнеса на хороших условиях, поскольку зачастую они приобретали парк по низкой цене, а сейчас он стоит дорого».
В пример сделок во втором эшелоне эксперт привел покупку компанией FESCO оператора контейнеров и вагонов Logbox, а также покупку компанией «Урал Логистика» оператора крытых вагонов «РейлСпецТранс».
Краткую версию обзора «INFOLine Rail Russia TOP» с итогами I квартала 2024 года можно скачать по ссылке https://t.me/INFOLine_Transport_bot. Или запросить по почте str@allinvest.ru.
Рекомендуем также исследование «Транспортная отрасль России», которое содержит динамику различных показателей отрасли с 2011 года (объем перевозок грузов и пассажиров грузооборот и пассажирооборот в целом и разными видами транспорта, динамику парка грузовых вагонов, индексацию тарифов и пр.), а также прогнозы развития в 2023-2024 годах.
Отдельные главы отчета посвящены основным показателям и ключевым событиям отрасли, а также ее сегментам: железнодорожному, автомобильному, водному, воздушному транспорту и перспективам их развития.
Запросить демоверсию исследования
Вас также заинтересует ежемесячный обзор «Рынок арендных ставок по видам железнодорожного подвижного состава». Структура выпуска:
- Динамика парка подвижного состава;
- Рейтинг крупнейших операторов по видам вагонов;
- Оперативный анализ парка вагонов и его задействования в перевозочном процессе;
- Основные тенденции рынка перевозок грузов;
- Результаты мониторинга ставок предложения;
- Результаты мониторинга ставок спроса.
Запросить спецпредложение на приобретение обзора.
Сотрудники INFOLine всегда готовы ответить на любые вопросы.
+7(495) 772-7640, +7(812) 322-6848,
str@allinvest.ru,
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.
Большой объем оперативной информации и всегда свежие новости – в нашем официальном Telegram-канале INFOLine: экономические новости.