BNPL — самый быстрорастущий платежный инструмент в мире, отмечает генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. В 2023 году более 450 млн человек рассчитывались за товары или услуги таким способом, а общий объем трансакций по итогам года превысит $330 млрд.
Причем ключевыми драйверами роста становятся именно развивающиеся страны, в которых online-продажи растут более высокими темпами, чем в США, ЕС и Великобритании, где исходно были запущены крупнейшие международные сервисы, отмечает эксперт.
По его словам, основными предпосылками для развития BNPL в России стали кризис стоимости жизни и беспрецедентно высокая инфляция в 2022–2023 годах, а также переход к бережливой модели рационального потребления, частью которой выступает в том числе анализ дополнительных расходов, связанных с использованием заемных средств.
«Высокий уровень задолженности и низкий кредитный рейтинг ограничивают возможность привлечения средств и удорожают кредиты, – подчеркивает Михаил Бурмистров. – В результате BNPL, особенностью которого почти везде остается более мягкое регулирование (в отличие от банков, микрофинансовых организаций, кредитных кооперативов и даже Peer-to-Peer Lending Platforms) и отсутствие информации в кредитной истории заемщика, становится в том числе инструментом повышения гибкости управления бюджетом домохозяйств».
Особенно высока популярность BNPL среди молодых покупателей, которых, в первую очередь, привлекает простота доступа к продукту и его более низкая стоимость по сравнению с кредитами. В то же время важно помнить, что бурный рост рынка BNPL в перспективе создает основу для дополнительных рисков, связанных с увеличением задолженности.
Наиболее перспективным финтех-направлением для развития BNPL выглядит интеграция в состав крупных экосистем: например, Apple Wallet и Apple Pay Later — партнерский проект Apple с Affirm для предоставления услуг BNPL через Apple Pay. В США партнерство с Affirm развивает также Amazon для предложения BNPL на своей платформе.
В России, где экосистемы, например, «Яндекса» и «Сбера» охватывают практически все платежеспособное население страны, BNPL может стать серьезным конкурентным преимуществом для других экосистемных продуктов, делится мнением аналитик. Также перспективна интеграция функций BNPL в функционал банковских приложений.
Емкость рынка BNPL в РФ в 2022 году превысила 30 млрд руб., крупнейшими игроками стали «Тинькофф» («Долями»), Сбербанк («Плати частями»), Альфа-банк («Подели»), «Яндекс» («Сплит»), «Частями» (Совкомбанк), «Ozon Рассрочка», комментирует ситуацию руководитель «INFOLine-Аналитики». Сервис BNPL фактически заменяет POS-кредитование в online-ритейле. Пример Kaspi в Казахстане (рассрочка Kaspi не является в чистом виде BNPL, но использует некоторые элементы) показывает, что инструмент может занять до 20% рынка потребительского кредитования, причем потребители зачастую отказываются от покупок товаров длительного пользования, если не предоставляется рассрочка.
То есть BNPL становится таким же неотъемлемым элементом сервиса в интернет-магазине или маркетплейсе, как, скажем, доставка, говорит Михаил Бурмистров и, ссылаясь на данные исследования «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России 2023 года», резюмирует: «Учитывая рост доли маркетплейсов на рынке онлайн-продаж в России на 11 п. п., до 59%, в 2023 году мы ожидаем как минимум утроения рынка BNPL в России и достижения уровня 90–100 млрд руб. При этом ключевой проблемой является возможное усиление регулирования. Хотя, на мой взгляд, вряд ли стоит ожидать каких-либо решений от ЦБ по этому поводу ранее 2025 года».
Состоянию потребительского рынка, финансовому статусу покупателей и динамике развития электронной коммерции в России эксперт посвятит свои выступления на конференциях New Retail Forum. Мероприятие пройдет 7–8 сентября в Москве.
7 сентября, 10:00—11:30, зал «Амфитеатр». Конференция «Retail Стратегии»: аналитика, расстановка сил на рынке, изменение покупательского поведения, глобальные тренды.
7 сентября, 14:30—16:00, зал «Конгресс А». Конференция «Е-com check-up»: российский E-Commerce 2023 – покупатели, технологии, бизнес-модели, госрегулирование, источники роста.
8 сентября, 10:00—11:30, зал P-B. Конференция «Omni FMCG»: трансформация покупательских стратегий в ритейле.
8 сентября, 14:30—16:00, зал P-B. Конференция «E-Grocery»: тренды рынка, основные показатели 2023 года.
Для клиентов INFOLine действуют специальные условия участия в конференциях.
Подать заявку для регистрации на мероприятие можно по электронной почте retail@infoline.spb.ru или, написав нам в Telegram https://t.me/INFOLine_auto_Bot.
Рекомендуем наши отраслевые отчеты.
Исследование «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России 2023 года» состоит из следующих разделов:
- показатели розничной торговли
- ключевые события розничной торговли
- динамика и емкость рынка, тенденции и перспективы развития по сегментам рынка (DIY&Household и мебель, бытовая, компьютерная техника и мобильные устройства, fashion и детские товары, косметика и дрогери, аптечный сегмент, online-торговля); рейтинги сетей
- основные показатели рынка ТЦ, введенные в эксплуатацию крупнейшие ТЦ, /рейтинг собственников ТЦ
Запросить специальное предложение для приобретения обзора
Исследование INFOLine Retail Russia ТOP-100, которое содержит:
- рейтинги компаний розничной торговли по сегментам: Food и Non-Food, по сегментам FMCG, DIY&Household и мебели, fashion, бытовой и компьютерной техники и мобильных устройств, аптек, парфюмерии и дрогери, детских товаров
- комплексный анализ розничной торговли в отдельных сегментах
- крупнейшие сделки M&A на рынке розничной торговли
- региональные различия и миграционные процессы
- комплексный анализ развитие online-торговли
- бизнес-справки по крупнейшим ритейлерам
Получить демоверсию исследования
На все возникшие у вас вопросы ответят наши специалисты.
Контакты:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.