31% производителей продуктов питания включают в число факторов, негативно влияющих на их бизнес, рост доли продаж СТМ в торговых сетях. Детальные результаты опроса, проведенного специалистами INFOLine, включены в исследования «Производство продуктов питания и напитков России 2023 года» и «Агропромышленный комплекс России 2023 года». Проблему также обсудили организаторы и спикеры отраслевой online-встречи «Рынок продуктов питания: актуальная повестка».
Модераторами мероприятия выступили генеральный директор группы компаний INFOLine Иван Федяков и руководитель направления «Потребительский рынок» INFOLine
Светлана Силенина.
«СТМ все больше давит на А-бренды, – убеждена Светлана Силенина, – и это усугубляет конкуренцию, которую мы наблюдаем в отрасли на протяжении последних лет. К настоящему моменту доля СТМ в розничном товарообороте страны дошла до 10%, но у многих ведущих ритейлеров она исчисляется двухначными цифрами и в ряде случаев превышает 20-процентную планку.
Если раньше частные марки сетей представляли собой товары первой цены непонятного качества, то сегодня это средний сегмент, средний плюс и даже премиум-продукты. Конечно, такая смена стратегий ритейлеров существенно усиливает конкуренцию с брендами. Свой вклад в укрепление позиций частных марок вносит еще и уход с рынка некоторых хорошо известных производителей, а также связанная с этим ассортиментная неразбериха».
Роман Крючков, руководитель отдела закупок бренда «Русское море», руководитель отдела управления товарными запасами «Савушкина продукта»: «Если говорить о «Русском море», то глобально работа по СТМ у нас началась в 2021 году. И так же, как и все в компании, я переживал, что мы столкнемся с каннибализацией своих же продаж по основному ассортименту. В 2022-м продажи СТМ в нашей рыбной категории росли быстрее, чем у основного ассортимента. Это было связано с активным заведением новых позиций. В 2023 году ситуация выравнялась, и для нас это показатель того, что канибализации нет».
Фёдор Могутнов, директор дивизиона HoReCa группы компаний «Эфко»: «Брендовый бизнес предполагает продвижении продукции, которая обладает уникальными атрибутами. Фактически нам необходимо влюбить потребителя в неодушевленный предмет. В этом много интересных решений и внимание к эмоциям покупателей. СТМ же часто представляет собой брендовый бизнес наоборот. В нем человек выбирает не между торговыми марками, их ценностями и философией, а между торговыми сетями.
Мы редко работаем с СТМ. Исключение составляют специальные проекты с сетями, когда мы вместе создаем марку и управляем ею. В этих случаях, несмотря на коллаборацию с ритейлом, а, может быть, и благодаря ей, есть выраженная индивидуальность продукции. Из примеров могу привести работу с «Магнитом» над линейкой йогуртов Miocrema. Или майонез «Слобода» для «ВкусВилла», где сама концепция компании предполагает позиционирование всего ассортимента под своей частной маркой».
Ольга Шевелева, директор по маркетингу ООО «Натура Про»: «Наша работа по производству СТМ минимальна. Если же в целом говорить о частных марках сетей в нашей категории, то сейчас их доля в сырах составляет почти 25%. Но важно отметить, что тут СТМ отбирает рынок у более мелких игроков, а не у тех, кто входит в лидирующую пятерку. Всё же у брендированной продукции своя целевая аудитория – это потребители, лояльные к конкретным маркам производителей».
«Рост доли private label связан с падением доходов населения, которое многих потребителей заставляет руководствоваться ценой при выборе и приобретении товаров, – комментирует ситуацию Иван Федяков. – Доля торговых марок самих производителей продуктов питания неуклонно снижается и продолжит снижаться в ближайшее время, потому что существующее законодательство и текущее регулирование отрасли подталкивают к тому, чтобы на рынке осталось как можно меньше брендов.
При этом есть производители, которые полностью исключают сотрудничество с ритейлом по СТМ, ведь для этого им нужно фактически лишиться коммерческой тайны, поскольку ритейлер контролирует не только производство, но и закупку сырья и все, что касается переработки. С другой стороны, мы видим производителей, у которых нет своих брендов, и они изначально нацелены на выпуск СТМ».
Специальный материал INFOLine «TOP-30 новинок на рынке продуктов питания и напитков за 2023 год» можно скачать здесь https://t.me/INFOLine_Foodbot или запросить текст по электронной почте retail@infoline.spb.ru
Подробнее о наших исследованиях.
«Производство продуктов питания и напитков России 2023 года». Структура обзора:
- основные показатели и ключевые события отрасли;
- актуальные тренды на рынке продуктов питания РФ и мира;
- конъюнктурный опрос «Ожидания динамики потребительского рынка»;
- рейтинг крупнейших производителей продуктов питания и напитков России и бизнес-справки по ним;
- перспективы развития пищевой промышленности РФ и др.
Получить специальное предложение на покупку обзора
«Агропромышленный комплекс России 2023 года». Отраслевой обзор включает:
- основные показатели и ключевые события отрасли;
- детальное описание состояния всех основных направлений агропромышленного комплекса: мясного и молочного животноводства, птицеводства, выращивания зерновых, зернобобовых и масличных культур, сахарной свеклы, овощей и фруктов;
- конъюнктурный опрос «Ожидания динамики потребительского рынка в 2022 году»;
- рейтинг и описание крупнейших агрохолдингов России;
- тренды и перспективы развития АПК РФ
Получить демоверсию обзора
На все возникшие у вас вопросы ответят специалисты INFOLine.
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.