В 2022 году мировой рынок газа претерпел значительные изменения, в первую очередь обусловленные снижением поставок российского трубопроводного газа в страны Европы, переориентацией потока из России в страны Азиатско-Тихоокеанского рынка и возросшей конкуренцией за сжиженный природный газ между странами Азии и Европы.
По данным Обзора «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России 2023 года», производство сжиженного природного газа в России в 2022 г. выросло на 8%, до 46 млрд куб. м (около 33,3 млн т). Экспорт СПГ увеличился на 8%
до 44,2 млрд куб. м, при этом в страны ЕС и Великобританию было поставлено на 19% больше СПГ. Россия по итогам года заняла третье место по поставкам СПГ в Европу, уступив США и Катару. Объемы поставок российского СПГ в Азию в 2022 г. снизились на 3% из-за сокращения экспорта в Южную Корею и Индию. Этот эффект был частично нивелирован наращиванием поставок в Китай и Сингапур. По данным Главного таможенного управления КНР, в 2022 г. поставки СПГ из РФ в Китай увеличились на 43,9%, до 6,5 млн т, что позволило стране выйти на четвертое место после Австралии (21,85 млн т), Катара (15,7 млн) и Малайзии 7,36 млн т.
В России, согласно Долгосрочной программе развития производства СПГ, утвержденной в марте 2021 г., производство СПГ должно было вырасти примерно до 100 млн тонн в 2030 г. В программу был включен 21 проект (включая расширение заводов), из которых на январь 2023 года 17 проектов остаются нереализованными, а с учетом санкций и изменения геополитической ситуации сроки реализации проектов остаются крайне неопределенными.
Производство СПГ в России, млн т
Источник: Обзор «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России 2023 года»
Специалисты INFOLinе считают, что в условиях санкционной политики европейских стран и ухода с российского рынка международных компаний для обеспечения прорыва на рынке СПГ необходима комплексная государственная поддержка отраслей. Во-первых, финансирование научно-исследовательских разработок и создания опытных образцов СПГ-оборудования для российских проектов, во-вторых, – дополнительные меры поддержки строительства газовозов и импортозамещения судового оборудования.
Действующие СПГ-заводы, направленные на экспорт СПГ: «Сахалин-2», «Ямал-СПГ», «Криогаз-Высоцк» в 2022 году обеспечили производство СПГ сверх проектной мощности и работали с превышением 100% загрузки. В 2022 г. ПАО «Газмпром» запустил завод СПГ на КС «Портовая» мощностью 1,5 млн т в год. На стадии активного строительства находятся три СПГ-проекта: «Арктик СПГ-2», расширение «Криогаз-Высоцк» до 895 тыс. т/год (ПАО «НОВАТЭК») и «Балтийский СПГ» (ООО «Русхимальянс»).
По оценкам INFOLine, в высокой степени готовности находится I очередь «Арктик СПГ-2», поскольку ключевое оборудование было поставлено на объект до введения ограничений, в то время как сроки строительства II-III очередей вызывает опасения. Завершение строительства «Балтийского СПГ» в связи с выходом из проекта EPC-подрядчика Linde, по оценкам INFOLinе, сдвинется за горизонт 2028 года.
Для отслеживания статуса реализации инвестиционных проектов рекомендуем ежемесячный обзор «Инвестиционные проекты в нефтегазовой промышленности РФ».
Получить пример описания проекта
Вы можете, обратившись по электронной почте TEK@infoline.spb.ru
или телефонам (495) 772-76-40, (812) 322-68-48
В августе 2022 года опубликована обновленная версия паспорта федерального проекта «Прорыв на рынки СПГ», согласно которой общая стоимость программы до 2030 года составит 89,3 млрд руб., однако из госбюджета в 2022-2023 гг. планируется выделить всего 300 млн руб.
По данным Исследования «Судостроительная промышленность России 2023 года», программа строительства транспортного флота для обеспечения грузопотока с будущих СПГ-проектов на российских верфях фактически сорвана. По оценкам INFOLine, потребность в транспортном флоте только для четырех СПГ-проектов ПАО «Новатэк» («Арктик–СПГ-2», «Обский СПГ», «Арктик–СПГ-1», «Арктическая перевалка») составляет не менее 60 судов до 2030 года. На начало 2022 г. законтрактован флот для проектов «Арктик–СПГ-2» (15 газовозов Arc7 для ССК «Звезда», 6 газовозов Arc 7 на DSME), 8 газовозов ледового класса Arc 4 (DSME, Samsung HI) и «Арктическая перевалка» (10 буксиров на верфи Damen).
Получить Специальную версию Ежеквартальной презентации к базе заказов
Вы можете, обратившись по электронной почте transport@infoline.spb.ru
или по телефонам (495) 772-76-40, (812) 322-68-48 добавочный 417
При этом в январе 2023 г. GTT приостановила действие контракта с ССК «Звезда»: участие GTT в строительстве 2 из 15 газовозов ограничено обеспечением безопасности проектов и целостности технологии в соответствии с действующими международными санкциями, а в проектах строительства оставшихся 13
газовозов на ССК «Звезда» GTT участвовать не будет. В результате сроки строительства серийных газовозов в России будут смещены за горизонт 2025 года.
Актуальные сведения о ходе строительства судов на российских верфях и крупнейших заказов российских компаний, размещенных на иностранных верфях, о сроках сдачи, технических показателях судов (дедвейт, водоизмещение) содержатся в Аналитической базе «Заказы на строительство судов на верфях РФ».
INFOLine анонсирует выход Обзора «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России 2023 года», который содержит следующие разделы.
Первый этап (февраль 2023 года):
- влияние санкции и развитие рынка нефти, газа и угля в 2022 году
- анализ мер и стимулов Правительства РФ по развитию нефтегазовой и угольной отраслях в условиях санкций
- описание наиболее значимых инвестиционных проектов в добыче, транспортировке и переработке нефти и газа
- сведения о крупнейших сделках M&A в 2022-2023 гг.
- бизнес-справки по крупнейшим компаниям
Второй этап (март-апрель 2023 года):
- описание важнейших событий в добыче, транспортировке и переработке нефти, газа и угля
- информация об отставках и назначениях в государственном и частном секторах
- прогноз развития нефтегазовой и угольной отраслей в 2023 году
Запросить пример описания СПГ-проекта.
Исследование «Судостроительная промышленность России 2023 года».
Первый этап (январь 2023 года):
- итоги судостроительной промышленности в 2022 г. и рейтинг судостроительных предприятий России
- состояние Арктического флота России
- государственное регулирование и ключевые события судостроения в 2022 году
- производственные мощности для строительства крупнотоннажных судов
Второй этап (апрель 2023 года):
- анализ состояния и прогноз развития судостроительной отрасли России
- меры государственной поддержки развития судостроения и морской техники
- оценка перспективы развития судостроительной отрасли и возможности реализации инвестиционных проектов по строительству и реконструкции верфей
- описание основных этапов, проблем и перспектив реформирования и развития судостроительной отрасли
- описание портфеля заказов крупнейших верфей России
Запросить демоверсию обзора.