Предварительные итоги уходящего года подвели специалисты INFOLine
в исследовании «Рынок грузового железнодорожного транспорта 2022 года». Несмотря на сокращение погрузки на 3,8%
в 2022 г. в условиях переориентации логистики в направлении стран АТР, грузооборот по итогам двенадцати месяцев снизился всего на 0,5%. Снижение эффективности управления вагонопотоками ОАО «РЖД», увеличение простоев парка на погрузке и выгрузке, сохранение узких мест на Восточном полигоне и сокращение экспорта угля с использованием закольцованных маршрутов привело в IV квартале к формированию масштабного дефицита большинства видов подвижного состава (полувагонов, цистерн, хопперов).
Задействованный в перевозках парк магистральных грузовых вагонов российских собственников в ноябре достиг нового исторического максимума в 1,15 млн единиц, а незадействованный, напротив, находится на минимальных более чем за 3 года уровнях.
Баланс задействования в перевозках парка магистральных вагонов РФ, тыс. ед.
Источник: «Рынок грузового железнодорожного транспорта.
Предварительные итоги 2022 г. Прогноз до 2023 г.»
По словам генерального директора «INFOLine-Аналитики» Михаила Бурмистрова, ситуация с брошенными поездами на сети РЖД продолжает оставаться сложной.
«И существенных улучшений в 2023 году мы не ожидаем, – отмечает эксперт, – поскольку сохранится сочетание ряда неблагоприятных факторов, которые ограничат возможности повышения эффективности диспетчеризации. В первую очередь, речь идет об увеличении объемов строительных работ на БАМе и Транссибе, а также в целом о работах по капитальному ремонту путей.
Во-вторых, в условиях специальной военной операции беспрецедентно вырос уровень террористической угрозы и увеличилось количество аварий и повреждений объектов железнодорожной и промышленной инфраструктуры, причем не только в регионах на границе с Украиной. Все это неизбежно требует от ОАО "РЖД" и грузоотправителей повышенных мер безопасности, что не может не сказываться на замедлении перевозочного процесса.
Кроме того, в 2023 году сохранятся ограничения для аэропортов на юге России, а также для выезда российских туристов в целый ряд стран, в связи с чем грузовые перевозки в направлении южных российских портов будут осложнены в связи с ростом пассажиропотоков».
В 2023 году, несмотря на ожидаемое сокращение перевозок и ускорение снижения грузооборота, на рынке большинства видов подвижного состава (в том числе в связи с пиками списания по нефтеналивных цистернам и зерновозам) сохранится дефицит, который создаст предпосылки для сохранения арендных ставок на текущих уровнях или для их повышения. Информацию о текущих ставках и прогноз на 2023 год можно получить в обзоре «Рынок арендных ставок по видам железнодорожного подвижного состава». Исследование включает в себя анализ и динамику арендных ставок на различные виды железнодорожного подвижного состава.
За 11 месяцев 2022 г. закупки российских собственников сократились на 21% до 42,8 тыс. единиц, включая 32,9 тыс. типовых вагонов и 9,9 тыс. инновационных. Причем основное сокращение произошло по инновационным полувагонам и было обусловлено дефицитом кассетных подшипников и вынужденным простоем НПК «ОВК» летом 2022 года.
Реализация вагонов в РФ за 11 месяцев 2022 года, тыс. ед.
По итогам 2022 года INFOLine прогнозирует объем закупок подвижного состава на уровне 48,6 тыс. единиц, а в 2023 году – его увеличения до 54 тыс. (точками роста станут инновационные полувагоны и хопперы-минераловозы и зерновозы). Сдерживающим фактором для производства подвижного состава является кадровый дефицит, который обострила мобилизация, а также переориентация НПК «Уралвагонзавод» на выполнение гособоронзаказа.
Исследование «Рынок грузового железнодорожного транспорта 2022 г.» включает в себя семь разделов, в том числе сценарный прогноз INFOLine по основным макроэкономическим индикаторам и показателям железнодорожного транспорта (включая погрузку и грузооборот), а также по закупкам и списаниям подвижного состава.
В исследовании расширен раздел, включающий анализ и прогноз закупок и списания, цен на вагоны и арендных ставок по 8 видам подвижного состава (полувагоны, крытые вагоны, нефтеналивные цистерны, хопперы-минераловозы, хопперы-зерновозы, хопперы-цементовозы, фитинговые платформы, лесовозные и универсальные платформы) до 2023 года, а также добавлен анализ среднемесячного баланса парка по задействованию подвижного состава. Помимо этого в исследовании содержатся рейтинги лизинговых компаний на рынке операционного лизинга.
Структура исследования «Рынок грузового железнодорожного транспорта 2022 г.»
I. Макроэкономические показатели развития транспорта в России.
Раздел включает описание, анализ ключевых тенденций и показателей железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта.
II. Состояние и показатели железнодорожного транспорта России.
Раздел представляет собой подробный анализ основных тенденций развития железнодорожной отрасли, в том числе основных итогов и последствий реформирования отрасли и особенностей ее нормативного регулирования. Также проанализированы основные тенденции рынка подвижного состава, включено описание бизнеса холдинга «РЖД». Кроме того, второй раздел Исследования содержит анализ динамики и структуры основных показателей рынка ж/д грузовых перевозок (грузооборот, погрузка, перевозки, среднее расстояние), скорости и надежности доставки грузов и состояния парка ж/д подвижного состава (в том числе средний возраст, списание и закупки, структура парка по видам вагонов и т. д.).
III. Прогноз развития рынка железнодорожных перевозок.
Раздел включает прогноз основных макроэкономических показателей России, описание сценариев развития железнодорожного транспорта, прогноз погрузки и грузооборота железнодорожного транспорта, а также закупок и списания подвижного состава до 2023 года.
IV. Состояние и прогноз рынка по видам подвижного состава.
Раздел включает анализ и прогноз парка подвижного состава и его баланса по задействованию, закупок и списания, а также цен на вагоны и арендных ставок по видам подвижного состава (полувагоны, крытые вагоны, нефтеналивные цистерны, хопперы-минераловозы, хопперы-зерновозы, хопперы-цементовозы, фитинговые платформы, лесовозные и универсальные платформы).
V. Рейтинг крупнейших операторов подвижного состава и лизинговых компаний.
Операционные и финансовые показатели крупнейших операторов. Ранжирование осуществлено по величине выручки, финансовым и технологическим показателям эффективности.
VI. Бизнес-справки крупнейших операторов рынка железнодорожных перевозок в России.
Приведены бизнес-справки компаний с операционными и финансовыми показателями, динамикой парка в собственности и в управлении, объемами перевозок и грузооборотом, инвестиционные проекты, закупки, слияния и поглощения, отставки и назначения.
VII. Бизнес-справки крупнейших компаний, занимающихся операционным лизингом подвижного состава.
В раздел включены бизнес-справки по крупнейшим оперлизинговым компаниям, которые содержат актуальную информацию об истории развития компании, структуре акционерного капитала, структуре холдинга, динамике и структуре парка подвижного состава компании, закупках подвижного состава, а также динамике финансовых показателей и планах развития компании.
INFOLine ежеквартально проводит опрос около 100 крупнейших собственников и операторов подвижного состава, на долю которых приходится более 70% всего парка, что дает возможность отображать в исследовании более корректные, чем в других источниках данные по парку подвижного состава в собственности и в управлении, по перевозкам и грузообороту, а также по арендным сделкам на рынке.
Полное описание одной из компаний и полный перечень готовых Исследований и других информационных продуктов INFOLine можно запросить ЗДЕСЬ.
Подробнее с другими сегментами транспортного рынка РФ можно ознакомиться в ежегодном обзоре «Транспортная отрасль России 2022 года», в рамках которого описаны все основные сегменты транспортной отрасли РФ.
Вопросы можно отправлять на почту transport@advis.ru.