5 апреля 2022 г. ЕС анонсировал пятый пакет санкций, включающий введение ограничений на импорт угля из России на 4 млрд евро. В 2021 г. импорт российского угля в страны ЕС составил 3,6 млрд долл. США при средней стоимости 75,8 долларов за тонну. При текущих ценах на уголь ограничение поставок коснется около 25 млн тонн (около половины экспорта в ЕС).
На фоне ожидания введения ограничений цены на уголь в Европе выросли выше 200 долларов за тонну, а в США стоимость поднялась выше 100 долларов за тонну, достигнув самого высокого уровня более чем за десятилетие. Вслед за котировками США и Европы фьючерсы на энергетический уголь на товарной бирже в Чжэнчжоу выросли почти до 280 долларов за тонну.
Экспорт угля из России в 2021 г. составил 210,5 млн тонн, из них 48,5 млн т пришлось на страны ЕС. По данным ФТС крупнейшим европейским потребителем российского угля в 2021 году стали Нидерланды (14,9 млн тонн), Польша (7,7 млн т) и Германия (7,0 млн тонн). ЦДУ ТЭК приводит другие данные по импорту за 2021 год - Кипр (21,2 млн тонн), Польша (7 млн т) и Германия (3,7 млн тонн). Российский уголь составляет около 54% импорта ЕС. Наиболее вероятными кандидатами на замещение российского угля на европейском рынке станут США, ЮАР, Колумбии и Австралии, хотя за счет логистического плеча поставки из этих стран обойдутся потребителям из ЕС дороже.
Экспорт российского угля в страны ЕС в 2021 г.
Источник: INFOLine по данным ФТС РФ
Основным потребителем российского угля остаются страны Азиатско-Тихоокеанского региона – Китай, Япония, Южная Корея и Тайвань (Китай). Также перспективными являются поставки угля в Индию, активно развивающую свою сталелитейную промышленность - в октябре 2021 г. Индия подписала с Россией меморандум о поставках до 40 млн т коксующегося угля в год. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона в отличие от Европы не так активно поддерживают санкционное давление на Россию и по состоянию на 6 апреля ограничились технологическими и финансовыми санкциями. Вероятность расширения санкций стран АТР (Япония, Ю. Корея и Тайвань) на поставки энергоносителей представляется маловероятным, так как заместить текущие объемы закупок российского угля импортом из других стран не представляется возможным.
Основным препятствием для наращивания экспорта угля в страны АТР остается логистический фактор – поставки через дальневосточные порты ограничены пропускной способностью БАМа и Транссиба, альтернативный маршрут через порты Черного моря ограничены перевалочными мощностями.
Экспорт российского угля в 2021 г. по регионам
Источник: INFOLine по данным ФТС РФ
Как показывает исследование "Нефтяная, газовая и угольная промышленность России 2022 года", в долгосрочной перспективе основным драйвером развития российской угольной промышленности является спрос на уголь со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Главным же сдерживающим фактором для угольной отрасли выступает ограниченная пропускная способность железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона (БАМ и Транссиб).
Получить краткую версию исследования INFOLine "Нефтяная, газовая и угольная промышленность России 2022 года" можно, обратившись по электронной почте TEK@infoline.spb.ru или по телефону +7(812)322-68-48.