Мнение агентства INFOLine о наиболее актуальных трендах и проблемах развития ритейла в России обозначил на заседании комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты РФ член комитета, генеральный директор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Как подчеркнул эксперт в своем выступлении, доля десяти крупнейших сетей FMCG России превысила 13,5% рынка FMCG. В целом на современные форматы розничной торговли FMCG – составила почти 40%. При этом темпы роста большинства ритейлеров были выше, чем рынка продовольственных товаров в рублевом выражении, а сети, продемонстрировавшие показатели хуже рынка стали участниками крупнейших сделок M&A, в ходе которых сменили владельца ("Виктория" и "Копейка").
По прогнозу аналитиков INFOLine, в 2011-2012 годах конкуренция на рынке розничной торговли будет повышаться и перспективы роста like-for-like могут быть связаны только с высокими темпами роста цен на продовольствие. «Технологией эффективного и быстрого органического роста в России обладает только сеть "Магнит" и в некоторой степени "Пятерочка", что в условиях ограниченного количества привлекательных активов для сделок M&A (фактически из сетей с оборотом более 15 млрд. руб. можно назвать только ГК "Холидей" и сеть "Мария Ра") неизбежно приведет к снижению темпов роста выручки крупнейших игроков», - сказал Михаил Бурмистров.
По оценке специалистов INFOLine, операционные показатели большинства региональных сетей не позволяют им стать привлекательными объектами для поглощения. Сделки по продаже региональных сетей фактически являются передачей прав долгосрочной аренды, что не очень интересно большинству крупнейших ритейлеров при сложившемся уровне цен на розничные активы в регионах на уровне 0,5-0,6 от величины оборота. Повышение качества взаимодействия между поставщиками и сетями станет стратегическим вопросом 2011 года в FMCG-ритейле, так как цены на продовольствие в России стремительно растут, а давление на ритейлеров в предвыборный год со стороны государственных органов и ФАС увеличивается. При этом уже с конца 2010 года федеральные ритейлеры значительно повысили наценки на товары, не являющиеся KVI, в связи с необходимостью поддержать размер маржи, которая сокращалась в связи с ожесточением ценовой конкуренции по наиболее продаваемым товарным категориям и SKU.
Аналитики INFOLine отмечают также новую тенденцию 2010 года, которая получит дальнейшее развитие в 2011 году. Не только федеральные, но и региональные ритейлеры всё чаще переходят на прямые контракты с производителями, отказываясь от услуг дистрибуторов. По мнению специалистов агентства, это приведет к значительным изменениям коммерческой политики компаний поставщиков и структуры ассортиментной матрицы ритейлеров. При этом производители сталкиваются с неполными загрузками рейсов при поставке в отдаленные регионы и значительным увеличением логистических расходов при поставках в сетевую розницу.
Одной из проблем, снижающих качество сотрудничества поставщиков и сетей, является недокументированная работа категорийных менеджеров (байеров) в торговых сетях и Key Аccount менеджеров компаний-поставщиков. При смене специалистов часто поставщики и ритейлеры не могут быстро восстановить отстроенное ранее взаимодействие. При этом самый правильный выход – тщательная документация бизнес-процессов взаимодействия с ритейлерами для Key Аccount менеджеров, а также формирование комплекса инструкций по взаимодействию с конкретными поставщиками и аналитических материалов по ситуации на рынке и в промышленности для категорийных менеджеров в торговых сетях. Переход на систему электронного документооборота, который только был обозначен в 2010 году, по мнению INFOLine, станет новым ключевым трендом 2011-2012 гг. во взаимодействии поставщиков и ритейлеров и позволит компаниям оптимизировать процессы взаимодействия.