Закон о торговле был принят Госдумой в декабре прошлого года и вступил в полную силу в августе этого года. Генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров, выступая на VI Петербургском Форуме, прошедшем в рамках выставки «Агрорусь-2010», отметил: «Несмотря на то, что уже вступили в силу все основные положения Закона о торговле, мы четко понимаем, что реальная работа по его внедрению только началась. Нет ответственности за нарушения закона, так как не приняты поправки в кодекс об административных правонарушениях». С его точки зрения, отсутствие соответствующих поправок – это шанс, который дан участникам рынка для того, чтобы «отстроить реально существующие практики».
Как подчеркнул эксперт, из-за того, что работа над законопроектом велась долго и далеко не всегда с понимаем рыночной ситуации, у участников рынка возник целый ряд проблем. Среди них – повышение цены поставщиками, которое вызвано длительным периодом относительной стабильности закупочных цен, аномальными погодными условиями и дополнительными издержками в связи с приведением контрактов в соответствие с Законом о торговле. В итоге в современной ситуации торговые сети жертвуют своей маржой, чтобы обеспечить свою конкурентоспособность и долю рынка. «Закон внес изменения в работу всех звеньев потребительского рынка и компании, которые планируют сохранить и увеличить маржинальность, должны уже сегодня менять стратегию ведения бизнеса», - отметил Михаил Бурмистров в ходе дискуссии. По его словам, новые правила влияют не только на бизнес участников рынка. «Отношения и противоречия между государством, поставщиками и сетями в рамках реализации ФЗ о Торговле отражаются на доступности товаров для населения», - сказал эксперт.
Михаил Бурмистров выразил сожаление по поводу того, что любые существенные изменения в законодательстве в основном идут на пользу крупному бизнесу. В случае Закона о торговле – крупнейшим транснациональным компаниям-поставщикам и крупнейшим торговым сетям. В проигрыше остается малый и средний бизнес, поэтому очень важно, чтобы государственная поддержка на региональном уровне была направлена именно в сторону небольших компаний. Однако реалии рынка могут регулировать и сами положения закона. «Некоторые элементы нового законодательства были сразу легко отыграны рынком. Например, ситуация с возвратами. Появилось понимание того, что категория «свежие продукты» может сильно пострадать, если не будут внесены определенные изменения в работе с договорами. «Закон о торговле – не точка, а запятая в отношениях поставщиков и сетей, и уже осенью Госдума планирует внести ряд значительных поправок, которые, ликвидируют наиболее сложные болевые точки», - заключил генеральный директор ИА «INFOLine-Аналитика».