По данным «Рейтинга торговых сетей FMCG», подготовленного аналитиками ИА «INFOLine», в мае 2009 года тенденция сокращения количества открытий новых торговых объектов несколько замедлилась. В мае 2009 года прирост торговых площадей крупнейших ритейлеров, в основном за счет открытия магазинов крупного формата, составил около 40,5 тыс.кв.м, с учетом закрытий – 10,5 тыс.кв.м. Однако целый ряд крупных ритейлеров продолжают закрывать торговые объекты.
Аналитики ИА «INFOLine» отмечают, что в мае 2009 года динамика торговых площадей крупнейших ритейлеров по сравнению с предыдущим месяцем незначительно улучшилась. Это обусловлено вводом крупных торговых объектов сетей Metro C&C и "O'Кей" в Московской области. Также в мае 2009 года был введен 51-й гипермаркет сети "Карусель" и новый гипермаркет «Поляна» на месте «Алпи». Кроме того, сразу три супермаркета в новых для себя регионов открыла сеть Atac – один в Твери и 2 в Рязани. При этом в мае сохранилась тенденция замещения торговых объектов испытывающих финансовые сложности ритейлерами финансово более устойчивыми. Например, в Сибири гипермаркеты "Поляна" открываются на месте объектов сети "Алпи", в Санкт-Петербурге на месте закрывшегося гипемаркета "Мосмарт" открывается "Карусель", а на месте гипермаркета "НАШ" – будет открыт гипермаркет "О'Кей".
Эксперты «INFOLine» отмечают, что большинство региональных ритейлеров в январе-мае 2009 года продолжали осуществлять оптимизацию бизнеса. Многие из них закрывают нерентабельные торговые объекты и открывают магазины на более привлекательных с точки зрения величины арендной платы и интенсивности потребительских потоков местах. Количество торговых объектов увеличили также такие сети, как "Копейка", "Мария-Ра", "Супермаркет Кировский".
Вместе с тем целый ряд крупных ритейлеров продемонстрировал негативную динамику количества торговых объектов. Наиболее высокие темпы сокращения в мае 2009 года были характерны для сети ГК "Виктория", которая закрыла 8 торговых объектов торговой площадью около 2,4 тыс.кв.м. Сеть "Дикси" также закрыла в мае 3 торговых объекта в связи с их низкой эффективностью. Кроме того, как и прогнозировали специалисты ИА "INFOLine" во II-III кварталах продолжится сокращение торговых площадей сети "Алпи", которая в конце марта 2009 года подала иск о признании себя банкротом. Сеть "Провиант", закрывшая 1 магазин в мае 2009 года, рассматривает вариант объединения с другой местной сетью.
«В целом не смотря на положительную динамику прироста торговых площадей в мае 2009 года, которая была достигнута в основном за счет открытия магазинов крупного формата, в июне столь положительных результатов ожидать не приходится, поскольку федеральные сети не заявляли планов по открытию магазинов большой площади в этом месяце», - делает прогноз аналитик ИА «INFOLine» Елена Богомякова.
Справка:
ИА «INFOLine» - это информационно-консалтинговое агентство, созданное в 1999 году для оказания услуг в сфере B2B. В ИА «INFOLine» входит: «INFOLine - Мониторинг» (оперативный сбор экономических новостей), «INFOLine - Аналитика» (разработка и реализация аналитических продуктов), «INFOLine – PR» (организация работы со средствами массовой информации), а также информационный портал «ADVIS.ru». Миссия «INFOLine» - способствовать повышению уровня эффективности ведения бизнес-процессов российских и зарубежных компаний.