В 2018-2019 годах изменилась парадигма потребительского рынка и розничной торговли в России. После глубокого падения спроса и доходов населения в 2015-2016 годах и стагнации в 2017 году многие торговые сети не выдержали усилившейся ценовой конкуренции, не смогли адаптироваться к изменению покупательского поведения, в связи с чем сократили объемы продаж, закрыли ставшие нерентабельными торговые объекты или свернули розничный бизнес, сконцентрировавшись на управлении портфелем объектов недвижимости. При этом некоторые ретейлеры, которые были лидерами в своих сегментах (например, ТД "Центробувь"), вообще прекратили операционную деятельность и покинули рынок.
Подробная информация развитии торговых сетей России представлена в Исследовании "INFOLine Retail Russia TOP-100. Итоги 2018 года. Тенденции 2019 года. Прогноз до 2021 года"
В 2018-2019 годах наблюдается восстановление розничной торговли, которое происходит вопреки продолжающемуся сокращению реальных располагаемых доходов населения и в значительной степени обусловлено ростом объемов потребительского кредитования.
Покупатели изменили модель поведения со сберегательной на "бережливое потребление", для которой характерны:
-
эффективное планирование покупок и снижение интереса к розничным форматам с высокой долей импульсных покупок (в первую очередь к гипермаркетам);
-
рост доли покупок, осуществляемых online (в том числе в зарубежных маркетплейсах);
-
более частое и активное сравнивание цен (включая специальные online-сервисы);
-
использование банковских карт и сервисов cashback;
-
усиление фокуса на скидках и специальных промопредложениях.
Подробная информация о состоянии экономики России и состоянии денежных доходов населения представлено в Отраслевом обзоре "Состояние потребительского рынка России и Рейтинг торговых сетей FMCG РФ"
Рациональность стала важным фактором покупательского поведения как для малообеспеченных слоев населения с высоким уровнем долговой нагрузки, так и для представителей среднего класса и обеспеченных покупателей.
При этом на протяжении 2014-2019 годов продолжалось увеличение уровня промоактивности крупнейших сетей: по итогам 2019 года на продажи в рамках маркетинговых мероприятий пришлось более 50% выручки сетей в современных форматах без учета СТМ и небрендированных товаров. Таким образом, ритейлеры и поставщики загнали себя в так называемую "ловушку промо".
Из-за стремления покупателей экономить время и из-за роста спроса на кулинарную продукцию происходит сближение розничной торговли и общественного питания. Крупнейшие ретейлеры FMCG активно развивают онлайн-продажи и производство кулинарной продукции (в первую очередь за счет строительства высокотехнологичных фабрик-кухонь), а заведения общепита все больше ориентируются на доставку и переходят к концепции dark kitchen.
Подробная информация о развитии розничной торговли FMCG представлена в Исследовании "Розничная торговля Food и потребительский рынок России. Итоги 2018 года и тенденции 2019 года".
Эти изменения формируют масштабные вызовы для государственного регулирования — в части обновления давно устаревших СанПиНов розничной торговли и общественного питания. Покупателям нужно дать гарантии безопасности пищевых продуктов в условиях диверсификации каналов продаж и развития дистанционной торговли (с использованием курьерской доставки и вендинговых аппаратов). Одновременно необходимо добиться снижения коррупционных рисков и избыточного давления на бизнес со стороны контрольно-регулирующих органов.
По уровню проникновения интернета и мобильных устройств Россия в 2014-2019 годах совершила настоящий прорыв и теперь не уступает большинству развитых стран Европы и Азии. Однако доля онлайн-продаж на розничном рынке Non-Food все еще не достигает даже 10%, а по продовольственным товарам она и вовсе менее 0,2%. Эти цифры свидетельствуют о потенциале двукратного роста доли электронной коммерции для Non-Food и как минимум на порядок – для продовольственных товаров. Ретейлерам приходится ускоренными темпами завершать переход к омниканальной модели взаимодействия с покупателем.
Подробная информация о развитии розничной торговли Non-Food представлена в Исследовании "Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России. Итоги 2018 года и тенденции 2019 года".
Из других трендов развития электронной коммерции можно выделить:
-
ускорение доставки за счет расширения количества точек выдачи товаров в сочетании с развитием click&collect;
-
рост доли трафика и покупок с помощью мобильных устройств;
-
увеличение количества заказов на фоне сокращения среднего чека;
-
активизацию online-кредитования.
Несмотря на ужесточение с 1 января 2019 года требований к товарным агрегаторам, на рынке по-прежнему бурно развиваются онлайн-гипермаркеты (Ozon, Wildberries) и маркетплейсы (Tmall, "Беру!", Goods), которые расширяют перечень товарных категорий и списки поставщиков, как производителей и оптовых компаний, так и ретейлеров, в том числе не имеющих собственных интернет-магазинов. И наиболее агрессивная конкуренция на розничном рынке происходит между активно инвестирующими в online крупнейшими офлайновыми игроками (X5 Retail Group, "М.Видео") и online-компаниями – "Яндекс" и Mail.ru, которые в рамках партнерств с лидером банковского рынка Сбербанком формируют комплексные цифровые экосистемы.
Подробная информация о развитии электронной коммерции приведена в Исследовании "Foodtech: онлайн-торговля и службы доставки. Рейтинг INFOLine Russia TOP online food retail. Итоги 2018-2019 года".