Проект поправок в закон о рыболовстве с заложенными в него мерами государственной поддержки отрасли, скорректированный с учетом решений президиума Госсовета и согласованный со всеми вовлеченными ведомствами, должен быть принят в первом полугодии 2016 года. Об этом заявил Президент России Владимир Путин в ходе ежегодной «Прямой линии»: «…сейчас идут согласования между различными ведомствами, но я исхожу из того, что этот проект закона [о рыболовстве – ред. INFOLine] превратится уже в закон, принятый Государственной Думой в весеннюю сессию этого года…».
Напомним, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект о внесении изменений в закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в частности в части распределения квот на вылов рыбы. Так проектом поправок предусматривается стимулирование рыбопромышленной отрасли по двум направлениям: строительство новых судов и рыбоперерабатывающих заводов, для чего должны быть введены два соответствующих вида квот. Общий лимит квот на эти цели – до 20% от общих допустимых уловов (ОДУ), причем на стимулирование строительства новых рыбопромысловых судов планируется выделить 15% квот (так называемые «квоты под киль»), а на строительство береговых объектов – 5% квот. Предполагается, что дополнительная квота будет выделена компании, когда ее новое построенное судно будет зарегистрировано в одном из реестров судов Российской Федерации (Государственный судовой реестр или Российский международный реестр судов) или же когда будет подтвержден факт успешного завершения инвестиционного проекта по развитию соответствующей береговой инфраструктуры.
Такое распределение объема квот по направлениям связано в первую очередь с тем, что в настоящее время срочной модернизации требует именно рыбопромысловый флот России. Так, по результатам исследования «Судостроительная промышленность России», подготовленного специалистами ИА INFOLine, российский рыбопромысловый флот насчитывает порядка 3,4 тыс. судов морского, речного и смешанного классов, совокупная валовая вместимость которых составляет порядка 1,7 млн. тонн. При этом 55% рыболовного флота в количественном выражении представлена судами, выработавшими свой нормативный срок службы (совокупная вместимость данных судов составляет 75% от общего объема рыболовного флота).
Столь большая доля устаревших судов в структуре рыболовного флота обусловлена тем, что в последние годы российский рыболовный флот пополнялся в основном мелкими и вспомогательными судами, в то время как крупные промысловые суда почти не обновлялись. Так за 2013-2015 года в состав российского рыболовного флота вступили только пять крупных судов, из которых лишь одно построено на российской верфи. По данным аналитической базы «Заказы на строительство судов на верфях России», еще одно рыболовное судно – ярусное судно "Константин Константинов" проекта PL-475, построенное ОАО "Ленинградский судостроительный завод Пелла" – находится на испытаниях. При этом по состоянию на апрель 2016 года на российских верфях не строится ни одного нового крупного рыболовецкого судна.
Выделение дополнительных квот рыбопромысловым компаниям, строящим новые суда, по задумке инициаторов законопроекта должно стимулировать обновление рыболовного флота в целом. Разработчики законопроекта ожидают, что строительство новых судов по данной программе поддержки будут осуществлять уже существующие участники рынка – компании, у которых есть квоты – и это будет для них по сути увеличением их доли на рынке.
Таким образом, фактически планируется полностью переложить обновление рыболовного флота на рыбопромысловые компании, и если с их стороны не будет проявляться соответствующая инициатива, то состояние рыбопромыслового флота России в ближайшее время будет только усугубляться. При этом, по мнению специалистов ИА INFOLine, задействовать для постройки новых рыболовных судов избыточные мощности российских судостроительных предприятий при текущем положении дел сложно, поскольку для крупных предприятий привлекательность заказа на строительство серий рыболовецких судов невысока, а конкурировать с зарубежными верфями по срокам и эффективности выполнения такого проекта достаточно сложно.