В июне 2015 г. специалисты INFOLine проанализировали актуальные тенденции развития нефтяной отрасли России в исследовании "Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность РФ. Инвестиционные проекты и рейтинги компаний". В исследовании подведены и первые итоги выполнения налогового маневра в нефтяной отрасли: в I квартале 2015 г. производство темных нефтепродуктов сократилось на 3,5%, производство автомобильного бензина и дизельного топлива увеличилось на 4,6% и 1,2% по сравнению с I кварталом 2014 г. В то же время, из-за падения цен на нефть маржа в нефтеперерабатывающей промышленности сократилась с 56 до 10 долл./т. Изменения в налогообложении сократили маржу НПЗ дополнительно на 8 долл./т. В 2015 г. большой налоговый маневр привел к сокращению изъятий при экспорте сырья с увеличением налоговой нагрузки в сегменте добычи. По данным INFOLine, в I квартале 2015 г. это способствовало приросту добычи (на 1,1%) и сокращению первичной переработки на НПЗ (на 1%). Удельная налоговая нагрузка на тонну добытой нефти увеличилась вследствие низких цен на нефть: при цене на уровне 57 долл./барр. – на 2,9 долл./тонну, а при 50 долл./барр., прогнозируемых в среднем в 2015 г., прирост налоговой нагрузки составит 4,3 долл./тонну.
Нефтяные компании России, в установленные сроки выполнившие обязательства по модернизации нефтеперерабатывающих производств, легче проходят период адаптации к работе в новых фискальных условиях. В частности, на уфимских НПЗ "Башнефть" маржа переработки нефти стремилась к нулю в I квартале 2015 г., но по итогам 2015 г. достигнет 15 долл./тонну. "ЛУКОЙЛ" до конца 2015 г. завершит четырехлетний цикл реконструкции четырех своих НПЗ, и хотя сейчас эффект от налогового маневра отрицательный, но уже в 2016 г. компания получит положительный эффект даже при цене на нефть 60 долл./барр. В нефтяной отрасли предусмотрен ввод 128 новых и реконструированных установок вторичной переработки нефти, в 2015 г. первоначальный план предусматривал ввод 27 установок, однако затем был скорректирован в сторону уменьшения. По оценке INFOLine, планы на 2016-2017 гг. также будут подвергнуты корректировке: смещение сроков позволит нефтяным компаниям сбалансировать портфель приоритетных инвестиционных проектов в условиях кризиса. Нефтеперерабатывающая промышленность России находится в начале цикла снижения инвестиционной активности.
Динамика ввода новых и реконструируемых мощностей вторичных процессов переработки нефти в 2011-2014 гг. и план до 2020 г.
Инвестиции в неэффективные мини-НПЗ и НПЗ независимых производителей в новых условиях и при низких ценах на нефть не имеют экономического смысла. Рост объемов переработки на них сопровождается ухудшением показателей глубины переработки и выхода светлых нефтепродуктов. В 2014 г. выход светлых нефтепродуктов на мини-НПЗ снизился на 3,4% (до 37,4%), а глубина переработки уменьшилась на 0,7% (до 48,5%). В 2015 г. влияние налогового маневра усилило данную тенденцию, делая их работу нерентабельной и постепенно вытесняя их с рынка.
В ходе проверок объектов нефтеперерабатывающей промышленности и АЗС в регионах России надзорные органы повсеместно выявляют нарушения требований закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО), правил эксплуатации АЗС, а также несоответствия топлив требованиям техрегламента по эксплуатационным и экологическим характеристикам и даже заявленному октановому числу. В 2015 г. Генеральная прокуратура инициировала масштабные проверки в сфере производства, хранения и оборота нефтепродуктов в России, с привлечением специалистов Ростехнадзора, Росстандарта, подразделений ГУ МЧС и Роспотребнадзора, особо выделяя мини-НПЗ и прочие опасные объекты независимых компаний. В Ленинградской области выявлены нарушения требований закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов у ЗАО "СибРосьПереработка", ООО "НОРДВЕСТТЕРМИНАЛ" и ЗАО "Назиевская топливная компания". В Саратовской области Нижне-Волжское управление Ростехнадзора установило незаконное строительство и эксплуатация мини-НПЗ компании "Нефтяной Альянс". В Хабаровском крае проведена проверка более 100 объектов нефтеперерабатывающих заводов, АЗС и нефтебаз, при этом выявлено более 400 нарушений. В 2014 г. на объектах нефтехимии и нефтепереработки зафиксирован рост аварийности с тяжелыми материальными ущербами и гибелью людей: зарегистрировано 20 аварий, что на 6 аварий больше, нежели в 2013 г. При этом в целом по опасным производственным объектам аварийность и смертельный травматизм снижаются: количество аварий сократилось на 4,1%, количество несчастных случаев со смертельным исходом – на 11,6%.
Важной задачей ВИНК остается и необходимость параллельно с развитием производственных мощностей реализовывать проекты повышения экологической безопасности НПЗ, строительства и реконструкции очистных сооружений для новых установок. В частности, 1 июля 2015 г. вступают в действие положения Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" № 416-ФЗ, предусматривающие обязанность промышленных предприятий вводить в эксплуатацию локальные очистные сооружения для промышленных стоков.