Эксперты INFOLine завершили работу над исследованием «Рейтинг программ лояльности FMCG-сетей», ранжировав компании по итогам 9 месяцев 2025 года.
В ходе исследования проведен опрос и сбор информации по программам лояльности крупнейших торговых компаний FMCG-сегмента, входящих в TOP-50 по показателю выручки в первой половине 2025 года (исключением стали online-ритейлеры и франчайзинговые проекты). Цель работы – оценка параметров программ лояльности по степени охвата, удобству пользования, универсальности, уровню ограничений, выгодности для клиентов и многофункциональности.
В состав некоторых компаний, попавших в периметр изучения, входит по несколько брендов, которые используют различный подход к реализации программ лояльности (подобная механика, к примеру, не всегда используется жесткими дискаунтерами). Иногда в разных сетях, входящих в одну группу, работают отдельные программы: в «Дикси» (ГК «Магнит») действует собственная система поощрения клиентов, равно как в сетях «Красный Яр» и «Слата», входящих в X5.
Согласно данным исследования, более 75% крупнейших торговых сетей FMCG используют программу лояльности в качестве одного из маркетинговых инструментов, направленных на улучшение взаимодействия с покупателями.
Кроме того, розничные компании активно переходят к использованию гибридных программ, объединяющих в себе преимущества бонусно-накопительной и дисконтной систем. По итогам 9 мес. 2025 года доля участников рынка, отметивших использование такой модели, составила почти 38%.
На чисто дисконтные пришлось более 18% исследуемых программ. Сети продолжают совершенствовать уже существующую систему, добавляя в нее новые механики, активно используя эксклюзивные подписочные механизмы (пакеты), активно развивая партнерские программы и персонализацию, а также внедряя геймификационные инструменты. Все активнее в программах лояльности используются омниканальные стратегии, облегчающие и ускоряющие опыт взаимодействия с покупателем.
В ходе исследования эксперты INFOLine сформировали рейтинг программ лояльности, включающих бонусно-накопительную механику в чистом виде или в составе гибридных моделей.
Для формирования интегрального рейтинга были рассчитаны шесть комплексных показателей, включающих более 45 критериев, характеризующих параметры программ лояльности.
Степень охвата программы. Подразумевает 10 критериев, включая уровень регионального охвата программы лояльности, количество зарегистрированных и долю активных пользователей, долю чеков в их общем количестве, долю в общем объеме продаж, MAU цифровых сервисов, долю продаж через цифровые носители и другие.
Удобство пользования программой. Это оценка способов получения, регистрации и использования карты, интеграцию с мобильным приложением, пользовательский функционал личного кабинета и другие (в общей сложности 8 критериев).
Показатель универсальности составляют 6 критериев. В их числе единые условия использования программы лояльности для всех регионов ее действия и всех брендов сети, возможность начисления кэшбэка не только при покупке в магазинах, но и посредством сервисов-агрегаторов и др.
Для анализа ограничений использовались 8 критериев, к которым эксперты INFOLine отнесли условия по начислению и списанию баллов, а для оценки выгодности программы – 7 критериев, связанных с наличием и величиной кэшбэка (в том числе по любимым категориям/продуктам), максимальным количеством баллов для начисления и списания в рублевом эквиваленте, процент от суммы покупки, возможный для компенсации баллами и другие.
Многофункциональность включает 11 критериев: количество мотивационных механик, наличие многоуровневой системы и привилегий, а также любимых категорий/продуктов, системы дополнительных бонусов, партнерских программ.
Отдельно были выделены вопросы, связанный с наличием подписочных и геймификационных механик.
Важно отметить, что рейтинг сформирован по трем группам в зависимости от регионального покрытия торговой сети и, следовательно, ее программы:
- с высоким уровнем покрытия (представленность в 50 и более регионах РФ),
- со средним уровня покрытия (представленность в 10-49 регионах),
- с низким уровнем покрытия (представленность менее чем в 10 регионах страны).
В первую группу вошли крупнейшие федеральные игроки: X5 Group, «Лента», «Магнит», Fix Price, Metro. По состоянию на конец III квартала 2025 года покупатели более 50 регионов России могут принять участие в их программах лояльности.
Лидерство в рейтинге сохранил за собой «Х5 Клуб» (распространяется на «Пятерочку», «Перекресток» и другие бизнесы компании). В группу лидеров также вошли программа «Магнит плюс», «Всё включено!» от «Группы Лента» и программа лояльности сети METRO.
Все три программы характеризуются высокими показателями пользовательского охвата, развитыми омниканальными опциями, высоким уровнем цифровизации, а также глубоким проникновением в продажи сети. Многоуровневый комплекс привилегий в сочетании с развитой системой дополнительных бонусов делает их эффективным инструментом при взаимодействии с покупателем.

X5: «"Х5 Клуб" на протяжении нескольких лет остается лидером среди российских программ лояльности продовольственных ритейлеров. Мы не просто делаем повседневные покупки для более чем 94 миллионов россиян максимально выгодными, мы создаем интересный клиентский опыт. В качестве трендсеттеров мы стремимся менять подход к программам лояльности в целом, концентрируясь на персонализации и расширении функционала для клиентов внутри приложений торговых сетей.
Буквально недавно мы обновили механику начисления кешбэка для клиентов "Х5 Клуба", мотивируя их попробовать цифровой сценарий. Это, с одной стороны, повышает удобство – достаточно показать карту лояльности из мобильного приложения, с другой – знакомит пользователей с разнообразными активностями, которые мы готовы ему предложить, но, которые он может упускать, если пользуется исключительно физической картой лояльности. Все это в совокупности позволяет нам оставаться максимально привлекательными для клиентов».
«Группа Лента»: «Наша программа лояльности – это возможность создавать и вести диалог с нашей многомиллионной аудиторией. Сегодня на основе данных и процессинга программы лояльности мы строим систему обратной связи и персонализации, обогащаем инструменты работы с категориями и ценообразованием, формируем новые интересные продукты».
Сеть METRO: «Сегодня к программе лояльности METRO подключено более 7 млн b2b и в2c клиентов. В работе с программой METRO делает ставку на клиентоцентричный подход. В 2023 году, открыв двери для всех покупателей, мы трансформировали карту лояльности из инструмента доступа в ключ к персональным экономическим и сервисным преимуществам. Ее ценность заключается в уникальном наборе привилегий, сформированных на основе анализа покупательского поведения каждого клиента: это персональные скидочные купоны, индивидуальные ассортиментные рекомендации и специальные предложения на часто покупаемые товары и «любимые» продукты СТМ.
Мы реализуем разнообразные механики кэшбека — от приветственных бонусов за регистрацию до вознаграждений за покупки в определенных категориях или от установленной суммы. Накопленные баллы (1 балл = 1 рубль) позволяют клиенту оплатить до 20% от суммы следующего чека, что создает ощутимую финансовую выгоду.
Отдельным стратегическим направлением является партнерство с банками: совместные кампании позволяют нам предлагать дополнительную выгоду при выпуске карты, а клиентам — получать эксклюзивные предложения и кэшбек».
Мы благодарим участников анкетирования. Всем, кто заполнил анкеты, будут высланы полные материалы рейтинга.
Целью формирования "Рейтинг программ лояльности FMCG-сетей" стало изучение существующих на российском рынке программ лояльности, которые используют крупнейшие российские торговые сети, проведение сравнительного анализа и формирование рейтинга программ лояльности.
Подробнее о ежеквартальном обзоре INFOLine «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»
- Показатели розничной торговли
- Показатели розничной торговли FMCG
- Показатели развития крупнейших ритейлеров FMCG
- Online и foodtech Рейтинг INFOLine Russia TOP online food retail
- Крупнейшие сети FMCG России
- Операционные, финансовые показатели, региональная представленность, ключевые события и планы развития TOP-10 ритейлерам FMCG
- Региональное развитие розничной торговли FMCG
- Региональная структура РТО, Food и Non-Food
- Рейтинги сетей FMCG по 8 федеральным округам
- Состояние рынка торговых центров
Узнать о бонусах и скидках на обзор
Не забудьте также о нашем ежемесячном отчете «Состояние потребительского рынка и Рейтинг торговых сетей FMCG России»:
- Операционные итоги 200 крупнейших сетей FMCG России
- Рейтинги по количеству, торговой площади, выручке
- Государственное регулирование розничной торговли
- Основные события в розничной торговле FMCG
- Актуальные кейсы по розничной торговле и потребительскому рынку
- Основные события и планы развития торговых сетей FMCG России в формате бизнес-справок по каждой компании
Получить специальное предложение для подписки на обзор.
На все возникшие у вас вопросы ответят специалисты INFOLine.
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot