Рынок бытовой техники и электроники, сильно зависящий от импортных поставок, вошел в число наиболее пострадавших в 2022 году сегментов российский ритейла, отмечают эксперты INFOLine в исследовании INFOLine Retail Russia ТOP-100.
Одни тяжеловесы – Samsung, LG, Acer, Apple, Asus, HP, Panasonic, Sony и др. – рынок покинули совсем, другие крупные производители (Huawei, Xiaomi, Lenovo) ограничили свои торговые отношения с Россией. В результате пертурбаций продажи бытовой техники и электроники по итогам 2022 года сократились на 15,4% до 2,2 трлн руб. при существенном расширении доли online-канала, который вырос на 16% до 1,16 трлн руб. и составил 52,7% в общем объеме продаж в сегменте.
В качестве альтернативы ушедшим брендам розничные компании начали выводить на рынок новые торговые марки, одновременно стараясь занять освободившуюся нишу своими privat labels. Развитие собственных торговых марок активизировали «М.Видео-Эльдорадо» (Novex и Hi) и Ozon (Hartens). Еще одной приметой времени стало смещение потребительского спроса в сторону низкого ценового сегмента, что связано с приходом на рынок более дешевых производителей из Китая (в том числе российской сборки).
На фоне падения спроса и введения параллельного импорта начало 2023 года охарактеризовалось затовариванием в некоторых категориях, включая ноутбуки. Их продажи за первые месяцы 2023-го в России упали на 60–65% в физическом выражении, а цены снизились на 15% год к году.
Несмотря на непростую ситуацию в сегменте, специалисты INFOLine отмечают лучшую динамику крупнейших ритейлеров, нежели рынка бытовой техники и электроники в целом, хотя ситуация естественным образом повлияла на динамику совокупной выручки торговых компаний, которая сильно замедлилась. По итогам 2022 года продажи десятки лидеров сегмента лишь на 1,7% превысили прошлогоднюю отметку и достигли 1,72 трлн руб. (показательно, что по итогам 2021 года динамика тор-10 составила 30%).
Важно отметить, что динамичный рост продаж в сегменте показали маркетплейсы: по оценкам INFOLine, совокупные продажи Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркета» выросли в 1,9 раз и превысили 405 млрд руб. без НДС. В то время как финансовые результаты омниканальных ритейлеров сократились на 10% до 1,31 трлн руб. При этом только DNS и RBT.ru удержали динамику продаж в положительной зоне.
Лидерство в сегменте сохранила за собой компания DNS с выручкой 601 млрд рублей и динамикой 7,7%, несмотря на сокращение 145-ти торговых объектов в рамках оптимизации бизнеса. На втором месте по-прежнему «М.Видео-Эльдорадо», потерявшая в продажах 15,5% и закончившая 2022 год с выручкой в 402,5 млрд рублей.
С 5-го на 3-е место переместился Ozon, с 7-го на 4-е – Wildberries, на три ступени вверх до 6-го места поднялся «Яндекс Маркет». Оборот маркетплейсов, по оценке INFOLine, составил 161,4 млрд руб., 132 млрд руб. и 111,9 млрд руб. соответственно.
«Ситилинк» выбыл из тройки лидеров и переместился на 5 место. Практически вдвое упали продажи у «Связного» (минус три ступени до 7-го места) и Inventive Retail Group, переместившейся с 6-го места на 8-е.
Подробный анализ сегмента, рейтинги компаний DIY, fashion, косметики и дрогери, детских и фармацевтических товаров, а также главный отраслевой рейтинг будут представлены в ходе аналитической сессия «INFOLine Retail TOP-100: передел рынка 2022-2023 гг.», которая пройдет на Неделе российского ритейла.
Конференция откроется в 14:00 по окончании пленарного заседания международного форума бизнеса и власти 31 мая 2023 года в зале «Амфитеатр».
Зарегистрироваться на аналитическую сессию INFOLine.
INFOLine Retail Russia TOP-100 – уникальный исследовательский продукт, не имеющий аналогов в России. Рейтинг включает в себя крупнейшие розничные компании страны, работающие в сегментах FMCG, Fashion, DIY&Household, бытовая техника с электроникой, косметика с дрогери, аптечные и детские товары.
Рекомендуем исследование INFOLine Retail Russia ТOP-100, которое содержит:
- Рейтинги компаний розничной торговли по сегментам: Food и Non-Food, по сегментам FMCG, DIY&Household и мебели, fashion, бытовой и компьютерной техники и мобильных устройств, аптек, парфюмерии и дрогери, детских товаров
- Комплексный анализ розничной торговли в отдельных сегментах
- Крупнейшие сделки M&A на рынке розничной торговли
- Региональные различия и миграционные процессы
- Комплексный анализ развитие online-торговли
- Бизнес-справки по крупнейшим ритейлерам
Получить демоверсию исследования
Подписывайтесь на Telegram-канал Аналитика о ритейле и HoReCa от INFOLine, чтобы следить за самыми актуальными новостями!
На все вопросы, возникшие у вас относительно аналитической сессии на Неделе ритейла и также продуктов INFOLine, ответят наши специалисты.
Тел.: +7(812)322-6848; (495)772-7640 или retail@infoline.spb.ru.