21 октября 2021 года в рамках II Международной конференции «Материалы и технологии для Арктики», агентство "INFOLine-Аналитика" представило результаты исследования в сфере строительства и развития гражданского флота для Арктики, подготовленного по заказу АО «ГТЛК».
Генеральный директор "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров выступил с докладом «Результаты исследования INFOline в сфере строительства и развития гражданского флота для Арктики», в рамках которого рассказал о текущем состоянии Арктического флота, строящихся проектах и перспективах развития флота до 2030 года.
По данным INFOLine, на 2021 г. в эксплуатации находится около 600 гражданских судов Арктического флота, в том числе 5 атомных и 45
дизель-электрических ледоколов. К судам Арктического флота относятся гражданские суда, относящиеся к российскому классу ледоколов (Icеbreaker6-Icеbreaker9) и усиленного ледового класса (Arc4-Arc9) и классам иностранных регистров. Также порядка 2,2 тыс. судов смешанного река-море класса и судов морского транспорта имеют ледовый класс Ice1-Ice3, позволяющий осуществлять перевозку грузов в неарктических морях.
Арктический флот является относительно молодым по сравнению со средним возрастом всех эксплуатируемых судов гражданского флота России, что в том числе обусловлено более жесткими требованиями к безопасности и эксплуатации судов в Арктической зоне. Средний возраст эксплуатируемых судов для Арктики составляет 26-27 лет. За последние двадцать лет были списаны более 580 судов Арктического флота, в то время как темпы строительства в 2,6 раза отстали от темпов выбытия судов Арктического флота.
Согласно Базе данных «Заказы на строительство судов на верфях России», на
III кв. 2021 года на российских и иностранных верфях для российских заказчиков строится
448 гражданских судов суммарной стоимостью свыше 2,2 трлн руб. Суда Арктического флота составляют около 26% портфеля строящихся судов в количественном выражении и более 70% в денежном выражении. Около 30% строящихся судов Арктического флота размещены на иностранных верфях.
Портфель гражданских судов Арктического флота, размещенных на российских и иностранных верфях для российских заказчиков на III кв. 2021 г., ед., %.
Источник: INFOLine на основании Базы данных «Заказы на строительство судов на верфях России»
На ТОП-10 судостроительных предприятий приходится более 90% заказов на строительство судов Арктического флота. Рейтинг крупнейших судостроителей возглавляет ООО «ССК «Звезда» с долей в 45% суммарного объема заказов. Основу портфеля составляют суда ледового класса Arc7 – 26 ед.: в т.ч. 15
газовозов пр. SN2366 для «Арктик-СПГ-2» и 10 танкеров-челноков для АО «Роснефтефлот». Также на верфи ведется строительство мощнейшего атомного ледокола проекта 10510 Лидер (ЛК-110Я).
Крупнейшими заказами, размещёнными на иностранных верфях, являются строительство 10 буксиров проекта ASD 3010 ICE ледового класса Arc4 на верфи Damen для терминала «Арктическая перевалка» (ПАО «НОВАТЭК») и 6 газовозов типа Yamalmaх класса Arc 7 для «Арктик-СПГ-2» (на верфи DSME).
Получить специальную версию презентации «Результаты исследования INFOline в сфере строительства и развития гражданского флота для Арктики»
Вы можете, обратившись по электронной почте transport@infoline.spb.ru
или телефонам (495) 772-76-40, (812) 322-68-48 добавочный 112
Также в рамках выступления Михаил Бурмистров отметил, что в сегменте строительства крупнотоннажных судов в России почти отсутствует конкуренция, а производственные мощности большинства ведущих российских предприятий судостроительной отрасли перегружены. На верфях уже наблюдается отставание по срокам выполнения текущих заказов, при этом планом графика развития флота для Северного морского пути предусмотрено строительство дополнительных судов ледового класса к 2024 году, что приводит к размещению государственных заказов на иностранных верфях.
Острым вопросом для судостроительной отрасли России также остаётся вопрос ценообразования строительства головных судов. Низкая заявленная стоимость судов ледокольного флота приводит к тому, что ведущие российские верфи не участвуют в конкурсах. Например, в 2021 г. неоднократно проводился конкурс на строительство гидрографического лоцмейстерского судна проекта HSV05.02 ледового класса Arc7 (ФГУП «Гидрографическое предприятие», 7,1 млрд. руб., срок сдачи – 2024 год).
Высокая степень загруженности предприятий российской судостроительной промышленности не позволяет разместить заказ на строительство судов со сроком сдачи до 2025 г., и вероятнее всего крупные серийные заказы на строительство балкеров для угольных месторождений «Сырасадайское месторождение», «Лемберовская площадь», ГДК «Баимская» будут размещены на иностранных верфях. Для обновления списываемых и строительства новых судов в рамках программы развития СМП, наиболее перспективным видится использование лизинговых схем с государственным софинансированием (в т.ч. развитие операционного лизинга, программу которого для предприятий водного транспорта в 2021-2022 гг. планирует запустить АО "ГТЛК").
Справка:
INFOLine выпускает исследования и базы данных по судостроительной отрасли c 2006 года. Клиентами являются крупнейшие участники отрасли: ОСК, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Ленинградский судостроительный завод «Пелла», Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», Центр Судоремонта Звездочка, Самусьский судостроительно-судоремонтный завод, Завод «Красное Сормово» и другие. Рейтинг INFOLine ShipbuiLding Russia TOP ежегодно публикуется в ведущих СМИ, например, КоммерсантЪ. Получить бесплатную презентацию судостроительной отрасли можно ЗДЕСЬ
Исследования судостроения и отрасли водных перевозок INFOLine представляют собой комплексный анализ текущего состояния судостроительной отрасли, содержат ретроспективные данные
по динамике и объемам перевозок водным транспортом, показатели строительства новых судов для отечественного флота, операционные и финансовые показатели крупнейших участников отрасли. Исследования также включают долгосрочный прогноз направлений развития отрасли до 2025-2030 годов. Основной для исследований выступают собственная уникальная база INFOLine «Заказы на строительство судов на верфях России», а также глубокий анализ состояния транспортного и пассажирского флота РФ и статистики перевозок.