Ситуацию в розничной торговле обсуждали 28 января в Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, где прошло совещание с участием глав администраций районов города. С презентацией «Розничная торговля и торговые сети FMCG в России и Санкт-Петербурге» выступил генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков, который рассказал о тенденциях на потребительском рынке и дал рекомендации по регулированию рынка в условиях кризиса.
За 11 месяцев 2014 года в целом по стране розничный товарооборот (РТО) вырос на 2,2% (для сравнения: +3,9% за 2013 год, +6,3% за 2012 год), это говорит о том, что розничные компании упираются в предел покупательной способности. Причина падения покупательной способности населения заключается в снижении доходов и, наоборот, росте расходов на услуги ЖКХ, транспорт, продукты питания. Ухудшает ситуацию и закредитованность населения. По оценкам специалистов INFOLine, на обслуживание долга перед кредитными организациями уходит от 30 до 35% бюджета домохозяйств. По информации Банка России, на начало ноября 2014 года кредиторская задолженность россиян составляла 10,9 трлн рублей. Домохозяйства с более низкими доходами будут уходить в дискаунтеры, в магазины с минимальной торговой наценкой, то есть в торговые сети.
По данным исследования INFOLine RETAIL RUSSIA TOP, по выручке за 6 месяцев 2014 года в тройку лидеров входят «Магнит» – 349 млрд рублей, X5 – 299,7 млрд рублей, «Ашан» - 163 млрд рублей. В Петербурге эти сети, а так же другие ритейлеры из ТОП-10 в первом полугодии 2014 года получили выручку более 135 млрд рублей. Доля TOP 10 сетей FMCG составляет более 60% РТО Food Петербурга. В структуре РТО продовольственными товарами в городе на Неве на долю несетевой торговли и рынков приходится менее 15%, в то время как в Москве – до 40%, в Московской области – более 25%. Таким образом, Санкт-Петербург остается самым «сетевым» городом России.
В прошлом году агентство INFOLine зафиксировало исторический максимум по объемам ввода в эксплуатацию новых торговых площадей. По предварительной информации этот показатель составит около 1,8 млн кв. м. В крупных городах за последние 10 лет построены тысячи современных ТЦ и ТРК с совокупной торговой площадью более 30 млн кв.м. Только в Петербурге введены в эксплуатацию около 200 ТЦ и ТРК на 5 млн кв. м. и 55 гипермаркетов, суммарной торговой площадью 370 тыс. кв. м.
Какие меры социальной поддержки населения в этой ситуации можно использовать: поддержка в приобретении социально-значимых товаров, координация усилий власти и ритейла для оптимальных решений (win-win), поддержка сельхозпроизводителей и развитие межрегиональных поставок и проектов по созданию складских помещений для продукции из Ленинградской области и регионов.
«Негативно на ситуацию влияют бесконечные проверки, захлестнувшие с нового года розницу. Что проверяют – совершенно непонятно, скорее это напоминает «запугивание». Но все это выводит персонал офисов и магазинов из режима нормальной работы и влияет на взаимное доверие в отношениях между поставщиками и ритейлерами. Последние опасаются брать какую-либо новую продукцию из-за риска, что она окажется контрафактной или не до конца правильно оформленной и что по ней могут предъявить претензии проверяющие органы. В этой ситуации я бы рекомендовал на региональном уровне ввести временный мораторий на проверки, обращая внимание лишь на жалобы граждан», – отметил Иван Федяков.
В заключение своего выступления генеральный директор INFOLine добавил, что в Петербурге составлен Торговый реестр с подробной информацией о поставщиках и торговых сетях, работающих на продовольственном рынке города. Этот документ периодически дополняется данными об участниках рынка и может стать эффективным инструментом для поисков новых партнеров.
Для получения презентации «Розничная торговля и торговые сети FMCG в России и Санкт-Петербурге» по электронной почте нажмите ЗДЕСЬ!
В письме укажите название компании, ФИО должностного лица и контактные данные.