Пир во время чумы: почему сейчас не время открывать новые магазины
Розничная торговля скатывается в стагнацию, считают эксперты ВШЭ. Кризисные настроения меняют поведение населения, граждане предпочитают сберегать, а не тратить. Страдает торговля, остававшаяся чуть ли не единственным растущим сектором российской экономики.
На фоне того, что потребительский спрос перестает быть драйвером роста, бывшие совладельцы сети гипермаркетов "Лента" объявили о запуске новой сети гипермаркетов формата дискаунтер в Петербурге.
РБК решило поинтересоваться у директора аналитического агентства INFOLine Ивана Федякова, как себя чувствует ритейл в Петербурге, какие шансы у нового проекта и почему городу выгодно плодить торговые сети.
Иван Вадимович, как вы считаете, есть шансы у нового дискаунтера?
Учитывая сегодняшнюю ситуацию в экономике, к сожалению, усугубляющуюся эскалацией на Украине, я, честно говоря, сказал бы, что этот проект не стоит начинать. Может быть, еще не поздно. Я не исключаю, что первый камень может оказаться и последним. Я бы на их месте отказался от реализации. Сейчас не время для таких проектов.
А когда будет время?
Когда мы опять вернемся к росту. В эти выходные объем продаж в интернет-магазинах сократился в два раза в России. Эти три дня были одни из худших за период последних трех лет - ввиду последних событий. Понятно, что это элемент психологический, но в любом случае крупноформатные магазины рассчитывают на долю в обороте non-food. В лучшие годы та же "Лента" имела в категории non-food 70% от оборота, то есть они в меньшей степени были продуктовыми, в большей степени магазинами повседневных покупок. Конечно, сейчас очень высока вероятность, что новые проекты не будут окупаться. Но если они готовы рисковать и видят долгосрочную стратегию, то стоит начинать.
Неужели все так плохо?
Ситуация просто аховая, рынок сегодня провалился, евро растет, ЦБ повысил ставку рефинансирования на 2% за 1 день, чего не было очень давно. Куда же хуже... И пока не то, что нет каких-либо предпосылок, что это спадет. К сожалению, сейчас масса предпосылок к тому, что это будет только усугубляться, к сожалению, сейчас нет резонных аргументов, чтобы сказать, что пик кризиса пройден. Мы начинаем привыкать к тому, что мы становимся опять всеобщими изгоями. Пока, к счастью, кровь не льется и не стреляют пушки, но мы без 5 минут стоим на этом пороге.
Но что касается нового дискаунтера, то, возможно, многолетний опыт не прошел зря, и они смогут построить что-то эффективное снова. Другой вопрос, не скорректируется ли проект ввиду тех событий, которые сейчас происходят.
Конкурентов у них будет предостаточно. Все пытаются предложить самую выгодную цену для потребителей, даже когда цена не является ключевым фактором при выборе магазина. Поэтому, конечно, такие игроки, как "Лента", бывшие совладельцы которой и основали новую сеть, составят им серьезную конкуренцию. Потому что у "Ленты", кроме декларирования низких цен, есть еще и мощная логистика - это несколько распределительных центров, это прямой импорт продуктов питания, овощей, фруктов, причем в достаточно большом объеме.
Что же делать новичкам на этом рынке?
Для того чтобы строить сеть жестких дискаунтеров - таких, как они декларируют, эту сеть нужно строить не с открытия магазинов, а начиная с дистрибуции, логистических комплексов, с развития оптового звена. В свое время такой путь прошла оптовая сеть "Магнит". Они построили свою уникальную IT- и логистическую сеть.
В этой связи, каков ваш прогноз по этому проекту?
По-моему, это не более чем проект, который будет копировать имеющиеся у нас проекты, близкий по формату и похожий на "Ленту", поскольку в этом они компетентны. Не исключаю, что они учтут все минусы и недостатки, которые были в "Ленте" и которые из-за эффекта масштаба уже было нельзя исправить, и сделают что-то более эффективно.
Пример тому магазин "Верный". Высоцкий (бывший глава "Пятерочки" Олег Высоцкий, ныне возглавляет сеть магазинов "Верный" - прим. РБК) действительно учел проблемы и минусы "Пятерочки" и открыл принципиально новую сеть, базирующуюся на новых технологиях.
Что самое важное в создании дискаунтеров?
Построить сеть дискаунтеров сейчас можно исключительно из логистических принципов. Да, "Лента" на первых этапах тоже не имела распределительного центра - до тех пор, пока не было открыто 12 гипермаркетов в Питере. Был такой органический рост, но опыта еще не было такого. Гипермаркеты, супермаркеты - это, по сути, такой магазин-склад, который позволяет хранить продукты.
Теперь будет очень забавная история, когда нашим дискаунтерам с 2016г. «вкатают» налог на имущество в размере 2%. И такой бизнес будет платить почти 1 млн долл., если нормально его оценить, в качестве налога на имущество. В этих условиях я не очень представляю, как можно будет построить новую модель дискаунтера.
Расскажите подробнее об этом налоге.
Эти изменения в налоговом Кодексе были приняты в конце 2013г. И теперь налог на имущество для торговых объектов будет рассчитываться не с балансовой стоимости, как это было раньше, а с кадастровой, которая сегодня приближена к рыночной стоимости объекта.
На 2015г. для Петербурга ставка составит 1,5 %, а на 2016 - 2%. Раньше этого не было - и со временем объект амортизировался, и налога на имущество могло не быть вовсе. Сейчас же это будет достаточно серьезным финансовым бременем. Закрытия действующих объектов, естественно, мы сейчас не ожидаем. Этот налог не будет для них критичным, но вот по поводу строительства новых магазинов, которые и так достаточно обременены кредитами на строительство, здесь уже возникает вопрос целесообразности... Эту сумму, по сути, придется взять из наценки. Других вариантов нет. Эта сумма не списывается на себестоимость, она не является частью от оборота.
Сколько город может получить после этих нововведений?
После внесения изменений в Налоговый кодекс, только по предварительным оценкам, до 3 млрд. руб. может придти в бюджет от налога на имущество от всех торговых объектов в Петербурге. У нас порядка 100 гипермаркетов, плюс порядка 180 торговых центров. Потом в норме прописаны достаточно жесткие нормы, если более 20% площади здания используется под магазин, под торговлю, то этот объект полностью считается торговым, поэтому количество объектов может увеличиться до 300-400. Это достаточно серьезное пополнение бюджета.