Аналитики INFOLine составили рейтинг крупнейших операторов на рынке российского железнодорожного транспорта
"INFOLine Rail Russia TOP". По сумме показателей за 2011 год на первом месте оказалась ОАО "ПГК", на втором ЗАО "Нефтетранссервис", а третью позицию рейтинга заняла ОАО "Вторая грузовая компания".
Рейтинг операторов
"INFOLine Rail Russia TOP" сформирован по ранговому принципу, объединяя показатели величины парка в собственности (с учетом финансового лизинга) и управлении, перевозок грузов и выручке за 2011 год. Итоговое место компании в Рейтинге зависит от суммы рангов. По каждому из расчетных показателей
"INFOLine Rail Russia TOP" созданы отдельные рейтинги, в каждом из которых компании имеют различные места в зависимости от своих достижений в конкретной области.
Крупнейшие 50 компаний-операторов, которые описаны в обзоре, полностью определяют ситуацию на российском рынке железнодорожных перевозок, контролируя более 75% подвижного состава в управлении и более 70% перевозок грузов. При этом, по данным аналитиков, совокупный прирост количества вагонов в управлении, приходящихся на долю данных операторов, составил почти 70 тыс. вагонов или 9% по сравнению с 2010 годом. Несмотря на то, что ОАО "Первая грузовая компания" остается лидером по величине парка в управлении на протяжении последних трех лет, благодаря активному наращиванию парка, ЗАО "Нефтетранссервис" удалось занять второе место в рейтинге, потеснив Globaltrans. В тоже время, если посмотреть на рейтинг парка в собственности, а не в управлении, то специалисты ИА INFOLine представляют здесь совершенно другое распределение. Так, по итогам 2011 года на втором месте после ОАО "ПГК" находится ОАО "ВГК", владеющая 152 тыс. вагонов, при том, что в управлении компании находится всего 40,4 тыс. вагонов.
Российский рынок подвижного состава привлекает к себе большое внимание финансовых структур и международных компаний в силу того, что в 2010-2011 году он стал крупнейшим в мире, как по количественным показателям, так и в стоимостном выражении. По данным INFOLine в 2011 году российскими собственниками и операторами было приобретено 90 тыс. единиц подвижного состава совокупной стоимостью около 250 млрд. рублей с НДС. Если учесть, что до 70% состава покупается по лизинговым схемам, совокупный объем нового бизнеса лизинговых компаний в сегменте железнодорожной техники превысил 500 млрд. рублей.
"Несмотря на то, что по итогам 2012 года российский рынок грузовых вагонов окажется ниже рекордных показателей 2011 года, он сохранит первое место в мире" – полагает Генеральный директор "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров. По словам эксперта, уже в III квартале 2012 года стало понятно, что рынок полувагонов в России насыщен, что уже привело к снижению арендных ставок и цен на грузовые вагоны. Аналогичная ситуация в ближайшие годы будет наблюдаться на рынках цистерн и рынках других видов подвижного состава. При этом российские и украинские вагоностроители защищены от иностранных конкурентов отличиями в ширине колеи (1520 мм) и жесткой системой технического регулирования. По подсчетам специалистов, российские собственники и операторы за последние 10 лет инвестировали в обновление парка порядка 1 триллиона рублей.
Интересным является тот факт, что российская железнодорожная отрасль перестала быть контролируемой государством – на ней уже не превалируют государственные компании. Лидер рейтинга
"INFOLine Rail Russia TOP" - ОАО "Первая грузовая компания" - в 2011 году перешла под контроль Universal Cargo Logistic Holding и совместно с ООО "Независимая транспортная компания" сформировала крупнейший холдинг, в управлении которого в настоящее время находится более 220 тыс. единиц подвижного состава - почти 20% российского парка. Таким образом, несмотря на то, что рынок железнодорожных перевозок находится в стадии реформирования и необходимо сделать еще ряд шагов для завершения данного процесса, уже сейчас рынок оперирования подвижным составом контролируется частными компаниями.
V ежегодный рейтинг операторов "INFOLine Rail Russia TOP" за 2011 год содержит информацию о показателях операционной и финансовой деятельности операторов рынка железнодорожного подвижного состава и является ведущим отраслевым рейтингом на рынке железнодорожного транспорта России.