По оценке INFOLine, оборот общественного питания в России по итогам 2023 года превысит 4-4,2 трлн рублей, рост составит 15%. В уходящем году выросло количество посещений ресторанов, а также средний чек, на рост которого, в основном, повлияла инфляция.
Демократичные сегменты (QSR и Grab&Go) остаются драйверами отрасли: в условиях нестабильности экономики страны потребители пересматривают свои расходы, однако совсем отказаться от ресторанов не готовы. Все большую конкуренцию составляют сети FMCG, которые наращивают долю готовой еды на своих полках и открывают собственные кафе на территории магазинов, которые зачастую выгоднее для потребителя по цене.
Так, летом 2023 года "Лента" открыла первый ресторан "Лента FRESH" в одном из гипермаркетов Санкт-Петербурга. Сеть "Вкусвилл" в ноябре выкупила рестораны сети "Андерсон", компания планирует продолжать развитие сети "АндерСон" по франшизе и рассчитывает усилить свои позиции на рынке общественного питания.
Крупнейшие ресторанные сети в России продолжили свое развитие. Так, сеть "Вкусно – и точка" за неполный 2023 год открыла 111 новых заведений, KFC / Rostik's – 17 заведений, "Додо пицца" – 41 заведение.
Крупные сети общественного питания продолжают больше внимания уделять эффективности своих заведений. Такое решение обусловлено необходимостью оптимизации расходов и повышения качества услуг в условиях усиленных экономических вызовов, изменения рыночной динамики и снижения покупательской способности населения.
Крупнейшие поставщики также продолжают развивать собственные проекты в сегменте HoReCa: "Мираторг" в ноябре запустил собственную сеть ресторанов быстрого питания – аналог McDonald’s. Компания также продолжила сотрудничество с сетью "Вкусно – и точка": в августе партнеры сообщили, что дополнительно инвестируют 5,7 млрд рублей в увеличение масштабов совместного предприятия по переработке картофеля в Орловской области, что позволит производить на 20% готовой продукции больше и увеличить таким образом мощность предприятия с первоначальных 100 до 120 тысяч тонн в год.
В 2023 году продолжилась консолидация российского ресторанного рынка. Так, в марте ТД "Нефтьмагистраль" выкупила сеть "Братья Караваевы" – городские кафе, где размещена линия раздачи кулинарии и выпечки с кофе-машиной. Кулинарная сеть представлена только в Москве, в сети работают 42 заведения. ТД "Нефтьмагистраль" принадлежит одноименная сеть АЗС. Компания развивает сеть кулинарий под брендом "Гурманика", открывая их не только на заправках, но и в стрит-ритейле. Кроме того, у компании есть сеть фастфуда "Магбургер".
В августе бизнесмены Антон Пинский, Тимур Юнусов выкупили у 68 франчайзи пиццерии (из 159 действующих объектов в РФ), ранее находившихся под управлением DP Eurasia (бренд Domino's Pizza). Сеть переименовали в Domиno Pizza. Ранее DP Eurasia объявила о своем банкротстве и намерении покинуть российский рынок.
В 2024 году INFOLine ожидает дальнейшего роста сегмента QSR, выход на российский рынок новых игроков, как отечественных, так и зарубежных. Например, сразу 2 турецкие сети Gagawa и Big Chefs объявили о планах открыть свои рестораны в России.
Подробнее о развитии рынка общественного питания в России в аналитических продуктах INFOLine:
«Рынок общественного питания России». Структура обзора:
-
текущее состояние общественного питания в России анализ основных показателей рынка общественного питания, структуры рынка, показатели деятельности сетевых заведений общественного питания
-
ключевые события рынка общественного питания
-
динамика доходов населения, динамика посещения заведений общепита, потребительские предпочтения, возрастная структура посетителей общепита и другие аспекты потребительского поведения
-
омниканальность в общепите
-
рейтинг крупнейших игроков отрасли
-
развитие основных форматов общественного питания и рейтинги компаний
-
тенденции развития рынка общественного питания
Получить СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
В Базе «600 сетей общественного питания России 2023 года» представлены более чем 1000 сетей (брендов) общественного питания на территории России, которым принадлежат более 30 тыс. объектов общественного питания. В Базу включены сети общественного питания, с количеством объектов от 10 штук, а также бренды, развиваемые многопрофильными ресторанными холдингами, например, Novikov Group, RESTart Vasilchuk Brothers и т.д.).
В базе представлены сети следующих форматов: Fast food, Fast casual Пекарня, Grab & Go. Пиццерия, Суши-шоп, Кофейня, Кафе при АЗС, Casual dining, Fine dining, столовые и др.
Кроме того, ГК INFOLine реализует услугу «Тематические новости: Рынок общественного питания РФ».
Задать Ваши вопросы и узнать подробнее об исследованиях INFOLine Вы можете по телефонам: +7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848 или по электронной почте retail@infoline.spb.ru