По данным
исследования INFOLine «Рынок гипермаркетов в 24 городах и регионах России», за 2011 год количество гипермаркетов увеличилось на 100, то есть был обеспечен максимальный прирост за весь период развития формата в России. При этом из общего количества открытий 42 были обеспечены сетью «Магнит».
По данным агентства INFOLine, первые гипермаркеты появились в России в конце 90-х годов, однако активное развитие формата началось только после 2003 года. В 2006-2008 гг. был достигнут пик ввода гипермаркетов, обусловленный активным инвестированием в развитие данного формата российскими и международными ритейлерами, а также быстрым расширением предложения на рынке торговых центров в крупных городах России.
При этом со второй половины 2008 года темпы открытия гипермаркетов начали постепенно снижаться, а часть открытий была связана с изменением состава арендаторов уже действующих торговых комплексов, отмечают аналитики INFOLine в своем исследовании. В 2009 году в условиях экономического кризиса количество открытий существенно сократилось, а с учетом закрытий чистый прирост количества объектов и торговых площадей оказался почти в 2 раза ниже, чем в 2008 году.
Аналитики INFOLine отмечают, что в 2011 году ключевым драйвером развития формата «гипермаркет» стало освоение городов с населением менее 500 тыс. человек. Это требует от ритейлеров разработки форматов меньшей площади («Радуга» от «Auchan», «Metro-пункт» от «Metro Сash&Сarry» и «Пятерочка Макси» от Х5 Retail Group). В целом, за 2011 год число гипермаркетов выросло на 100. Таким образом, в 2011 году был зафиксирован рекордный прирост за весь период развития формата в России. Из сотни открытий 42 пришлись на сеть «Магнит», по 7 были обеспечили «ОКей» и Metro Group (в том числе 5 «Метро Кэш энд Кэрри» и 2 гипермаркета «Real»), 6 – X5 Retail Group (открыты 4 «Пятерочки-Макси» и 3 «Карусели», а один гипермаркет «Карусель» закрыт) и 5 – сеть «Ашан».
Несмотря на то что 2011 год стал пиковым с точки зрения количества открытий гипермаркетов, по величине прироста торговых площадей он существенно уступил 2006 и 2007 гг. Это обусловлено превалированием в структуре открытий гипермаркетов «Магнит», средняя торговая площадь которых меньше, чем у гипермаркетов других ритейлеров, поясняют в INFOLine.
Безоговорочным лидером по показателю суммарной торговой площади продолжает оставаться Metro Cash & Carry – более 538 тыс. кв. м на 1 января 2012 года. Второе место, по информации INFOLine, занимает Auchan, развивающий три формата – гипермаркет «Ашан», мини-гипермаркет «Ашан-Сити» и гипермаркет «Наша Радуга» (первые 2 объекта были открыты в декабре 2009 года) – почти 500 тыс.кв.м. При этом лидировавшая по количеству гипермаркетов в 2010 и 2011 гг. X5 Retail Group, столкнувшись со снижением операционной эффективности формата и усилением конкуренции, резко снизила темпы развития сети «Карусель» и смогла открыть только 6 гипермаркетов «Пятерочка Макси» нового уменьшенного формата, сохранив 3 место по совокупным торговым площадям (370 тыс. кв. м).
В 2012 году специалисты INFOLine ожидают сохранения сформировавшейся в 2009-2010 гг. тенденции усиления конкуренции в сегменте гипермаркетов на рынках крупнейших городов России. Это обусловлено завершением периода первичного насыщения (количество гипермаркетов не более 6 объектов на 1 млн. чел. и общая торговая площадь гипермаркетов не более 30 кв. м. на тыс. чел.), при котором на посещение гипермаркетов переориентировались преимущественно покупатели рынков и магазинов традиционной торговли. При этом ключевыми факторами успеха для гипермаркетов станут высокое качество и конкурентоспособные цены на фрукты, мясо, рыбу и продукцию собственного производства, продуманный ассортимент non-food, а также высокое качество предоставляемого клиентам сервиса.