19–20 октября 2023 года успешно провел свою работу Конгресс Евразийской торговли. В повестку ключевой пленарной сессии «Ритейл Центральной Азии: эффективные бизнес-стратегии лидеров», организованной агентством INFOLine (стратегическим партнером делового события), вошли вопросы развития современных розничных форматов, дефицита качественной торговой недвижимости, а также госрегулирования.
«Есть ряд причин, которые не позволяют нам набрать желаемых темпов развития, – отметил в ходе диалога Андрей Подданец, основатель торговых сетей INMART
и INFARM – Во-первых, недостаточно растут доходы населения, чтобы можно было отвлечь покупателей с базаров в цивилизованные магазины. Во-вторых, какие-то условности мешают госструктурам создать оптимальные условия для развития современных форматов ритейла.
Обстоятельства, в которых нам приходится работать, крайне сложны. Мы, как и все торговые сети, находимся на виду. Мы прозрачные, легальные. И, конечно, к нам со всех сторон приходят с проверками. К нам, а не к тем, кто торгует на базарах.
При этом цивилизованная торговля гарантированно обеспечивает сбор и прозрачность налогов, я даже затрудняюсь назвать, сколько средств упускает госбюджет из-за серых схем традиционной розницы».
По словам Дмитрия Провкина, генерального директора Sulpak, в категории бытовой техники и электроники базар уже переместился в онлайн. «Если и говорить о госрегулировании, то в первую очередь необходимо заняться нормами и правилами онлайн-торговли – по крайней мере, в электронике, – убежден он. – Что касается теневой части, то, конечно, важно, чтобы был единый подход, единые требования ко всем участникам рынка, чтобы не было дыр в заборе. Это ключевое. Дальше рынок сам расставит все по местам.
Приведу живой пример. Все, конечно, знают про iPhone 15. Так вот: официальный старт продаж этой модели в Казахстане назначили на 20 октября 2023 года. При этом его легко было купить на онлайн-площадках и до обозначенной даты. Вопрос: как устройства попали в страну, если официальный канал поставок еще не был открыт? По нашим оценкам, еще до старта продаж в РК было реализовано около 5 тысяч iPhone 15.
При этом современные технологии позволяют навести тут порядок. Но что делает наш регулятор? Сейчас он ищет спонсора, кого-то из нашей индустрии, кто профинансирует внедрение этих современных технологий, чтобы позволить государству собирать порядка 12 млрд тенге в год в виде налогов».
Тему необходимости отстройки государственного регулирования поддержал и Игорь Василюк, управляющий директор Группы компаний Меломан: «Мы работаем в условиях высокой инфляции и дорогих кредитов. К этому плюсуем изменение логистических маршрутов. По одной из групп товаров европейский поставщик нашей компании отказался от транзита через Россию, в итоге срок доставки до Казахстана вырос с 14-ти до 34-х дней.
Что касается «помощи» государства, то пока мы видим крайне разбалансированную политику разных министерств и ведомств. Это затрагивает и вопросы защиты внутреннего рынка, и оптимизацию логистики, и регулирование стоимости фондирования для компаний на рынке. В той же логистике возникают совершенно непредсказуемые истории, когда число таможенных переходов вдруг по чьему-то решению сокращается в два-три раза.
Но мы все же надеемся на унификацию и стандартизацию вопросов, связанных с налогообложением и особенно – с налоговым администрированием. Я говорю как о возврате НДС, так и о разнообразнейших проверках, когда предпринимателям все время приходится доказывать свою честность».
«Насколько конкуренция базара добросовестна по отношению к сетевой рознице? Почему ритейл проверить легко, а рыночные торговцы – в тени? Насколько государство заинтересовано в том, чтобы эта черная дыра, наконец, исчезла? У отрасли есть много проблем, которые наболели и требуют решения – где-то в технической плоскости, где-то – в административной. И эти решения пора принять», – подытожил диалог Иван Федяков, генеральный директор INFOLine, выразив надежду на то, что прозвучавшие вопросы будут услышаны в кабинетах власти.
XVIII Конвент Мир торговли организован международным оператором деловых мероприятий розничной индустрии EXIM EXPO (ТОО BBCG Kazakhstan) и проходит при поддержке Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен», Торгово-промышленных палат разных стран, отраслевых ассоциаций и объединений.
Презентацию INFOLine с обзором потребительского рынка Центральной Азии можно скачать по ссылке https://t.me/INFOLine_Uzbekistan_bot. Или отправьте запрос нам на почту: retail@infoline.spb.ru
Рекомендуем исследование «Потребительские рынки стран: России, Казахстана, Беларуси, Армении, Кыргызстана и Узбекистана». Структура выпуска:
- Макроэкономика и потребительский рынок ЕАЭС и Узбекистана
- Розничная торговля в России
- Отдельные разделы, посвященные розничной торговле Казахстана, Узбекистана, Беларуси, Кыргызстана, Армении
- Интернет-торговля в странах ЕАЭС и Узбекистане
Получить демоверсию исследования.
Для развития вашего бизнеса мы также выпустили аналитическую базу «100 крупнейших торговых сетей Казахстана. 2023 год», в которой представлена информация о компаниях modern trade, работающих в следующих сегментах рынка:
- DIY&Household и мебель (более 30 компаний)
- FMCG (более 20 компании)
- Fashion (около 10 компаний)
- Online (более 10 компаний)
- Аптеки (более 10 компаний)
- Бытовая и компьютерная техника (около 10 компаний)
- Детские товары; книги, канцелярские товары; спорт; хобби и подарки; ювелирные изделия; зоотовары, прочий и смешанный ассортимент (всего около 20 компаний).
Получить пример описания компании.
На все возникшие у вас вопросы ответят специалисты INFOLine.
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.