Российский рынок общественного питания работает в условиях продолжающегося кризиса. Не успев оправиться от пандемии, отрасль столкнулась с новыми вызовами – на фоне геополитической обстановки в стране экономическая ситуация существенно изменилась. Вызовами для отрасли остаются: сдерживание роста стоимости блюд при росте стоимости продуктов, арендных ставок и ФОТ; сохранение действующего и привлечение нового персонала в условиях высокой конкуренции на рынке труда и снижения престижа профессии; сохранение лояльности клиентов во всех каналах продаж.
В 2023 году INFOLine оценивает оборот общественного питания в 3,3 трлн. руб. Рост рынка обусловлен в основном повышением цен на блюда на фоне высокой инфляции (11,94%). Наглядно тенденцию можно проследить на примере сети ресторанов "Вкусно - и точка", ранее отличающейся своими демократичными ценами. С июня 2023 года в точках сети, а именно - кафетериях, цены выросли в среднем на 6%. Стоимость блюд ресторанов поднималась и в прошлом году. В октябре 2022 года компания повысила стоимость 6 позиций бургеров на 5-10%.
Как отмечают специалисты INFOLine, рынок общепита России все еще слабо консолидирован, на долю ТОП-50 крупнейших сетей общепита по количеству объектов (заведений), приходится лишь 9-10% от общего числа точек общественного питания. По оценке INFOLine, общее количество таких заведений составляет 171 тыс. шт. (без учета вендинга и сезонной торговли).
В ходе подготовки Базы "600 сетей общественного питания России 2023 года" специалисты INFOLine выявили, что всего на ТОП-50 игроков отрасли приходится более 15 тыс. объектов. Лидерами по регионам присутствия стали Москва (18,66%), Санкт-Петербург (10,29%) и Московская область (9,37%).
В 2022 году количество объектов у ТОП-50 игроков рынка выросло на 8%. На начало 2023 года рост заведений продолжился. Так, количество заведений у лидеров отрасли увеличилось на 1,42%. Наибольшую динамику показала "Настоящая пекарня" – по состоянию на I полугодие 2023 года, было открыто более 120 объектов сети. В процентном соотношении значительный рост продемонстрировали следующие сети: "Самая вкусная шаурма" (47,2%), One Price Coffee (37,3%), "Додо пицца" (17,6%).
Вместо интенсивного открытия новых точек участники отрасли стали уделять больше внимания эффективности своих заведений. Так, лидер сегмента Grab&Go по количеству заведений - Coffee Like (914 кофе-баров на настоящий момент, 902 - на начало года) - сообщил INFOLine, что средняя выручка LFL год к году в сети приросла до 40%.
21 сентября 2023 года на территории МВЦ "Крокус Экспо" в Москве в рамках крупнейшей в России осенней выставки продуктов питания WorldFood Moscow 2023 пройдет ключевое аналитическое мероприятие рынка общественного питания – пленарная дискуссия INFOLine HoReCa: "Адаптация к современным условиям, экспорт брендов, сотрудничество с розничными сетями", на которой ведущие игроки отрасли обсудят самые актуальные вопросы.
В Базе "600 сетей общественного питания России 2023 года" представлены более чем 1000 сетей (брендов) общественного питания на территории России, которым принадлежат более 30 тыс. объектов общественного питания. В Базу включены сети общественного питания, с количеством объектов от 10 штук, а также бренды, развиваемые многопрофильными ресторанными холдингами, например, Novikov Group, RESTart Vasilchuk Brothers и т.д.).
В базе представлены сети следующих форматов: Fast food, Fast casual Пекарня, Grab & Go. Пиццерия, Суши-шоп, Кофейня, Кафе при АЗС, Casual dining, Fine dining, столовые и др.
Кроме того, Информационно-аналитическое агентство INFOLine реализует услугу "Тематические новости: Рынок общественного питания РФ".
Задать Ваши вопросы и узнать подробнее об исследованиях INFOLine Вы можете по телефонам: +7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848 или по электронной почте retail@infoline.spb.ru