Российский рынок общественного питания работает в условиях продолжающегося кризиса. Не успев оправиться от пандемии, отрасль столкнулась с новыми вызовами – геополитика существенно изменила экономическую ситуацию в стране. Болевыми точками для отрасли остаются: сдерживание роста стоимости блюд при росте стоимости продуктов, арендных ставок и ФОТ; сохранение действующего и привлечение нового персонала в условиях высокой конкуренции на рынке труда и снижения престижа профессии; сохранение лояльности клиентов во всех каналах продаж.
В 2023 году специалисты INFOLine оценивают оборот общественного питания в 3,3 трлн. руб. (+4%). Рост рынка обусловлен в основном повышением цен на блюда на фоне высокой инфляции (11,94%). Наглядно тенденцию можно проследить на примере сети ресторанов «Вкусно – и точка», ранее отличавшейся своими демократичными ценами. С июня 2023 года в точках сети, а именно – в кафетериях, цены выросли в среднем на 6%. Стоимость блюд ресторанов поднималась и в прошлом году. В октябре 2022 года компания повысила стоимость шести позиций бургеров на 5-10%.
Рынок общепита России все еще слабо консолидирован, отмечают в INFOLine, на долю ТОР-50 крупнейших сетей общепита приходится лишь 9-10% от общего числа точек общественного питания. По оценке аналитиков агентства, общее количество таких заведений составляет 171 тыс. шт. (без учета вендинга и сезонной торговли).
В ходе подготовки Базы «600 сетей общественного питания России 2023 года» специалисты INFOLine выявили, что всего на ТОП-50 игроков отрасли приходится более 15 тыс. объектов. Лидерами по регионам присутствия стали Москва (18,66%), Санкт-Петербург (10,29%) и Московская область (9,37%).
В 2022 году количество объектов у ТОР-50 игроков рынка выросло на 8%. В начале 2023 года рост заведений продолжился – количество заведений у лидеров отрасли увеличилось на 1,42%. Лучшую динамику показала «Настоящая пекарня», открывшая за январь–июнь 2023 года более 120 объектов сети. В процентном соотношении значительный рост продемонстрировали «Самая вкусная шаурма» (47,2%), One Price Coffee (37,3%), «Додо пицца» (17,6%).
Вместо интенсивного открытия новых точек участники отрасли стали уделять больше внимания эффективности своих заведений. В качестве примера эксперты INFOLine приводят лидера сегмента Grab&Go по количеству заведений – сеть Coffee Like (914 кофе-баров на настоящий момент, 902 – на начало года). В компании сообщили, что средняя выручка LFL сети год к году приросла до 40%.
Добавим, что самые актуальные вопросы рынка общепита ведущие участники отрасли обсудят 21 сентября 2023 года в ходе пленарной дискуссии INFOLine «HoReCa: адаптация к современным условиям, экспорт брендов, сотрудничество с розничными сетями». Ключевое аналитическое событие индустрии пройдет на территории МВЦ «Крокус Экспо» в Москве в рамках крупнейшей в России осенней выставки продуктов питания WorldFood Moscow 2023.
Подробнее о базе INFOLine «600 сетей общественного питания России 2023 года». В реестре представлено более 1000 сетей (брендов)
общественного питания, действующих на территории России, которым принадлежит более 30 тыс. объектов общественного питания. В базу включены сети общественного питания с количеством объектов от 10 штук, а также бренды, развиваемые многопрофильными ресторанными холдингами, например, Novikov Group, RESTart Vasilchuk Brothers и т.д.).
В базе представлены сети следующих форматов: Fast food, Fast casual Пекарня, Grab & Go. Пиццерия, Суши-шоп, Кофейня, Кафе при АЗС, Casual dining, Fine dining, столовые и др.
Кроме того, информационно-аналитическое агентство INFOLine реализует услугу «Тематические новости: Рынок общественного питания РФ».
Задать ваши вопросы и узнать подробнее об исследованиях INFOLine Вы можете по телефонам: +7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848 или по электронной почте retail@infoline.spb.ru.