Опрос производителей продуктов питания о факторах, наиболее серьезно препятствующих развитию бизнеса, провели эксперты INFOLine в ходе отраслевой online-встречи «Рынок продуктов питания: актуальная повестка». Выводы аналитиков нашли отражение в исследованиях «Производство продуктов питания и напитков России 2023 года» и «Агропромышленный комплекс России 2023 года».
Модераторами мероприятия выступили генеральный директор группы компаний INFOLine Иван Федяков и руководитель направления «Потребительский рынок» INFOLine
Светлана Силенина.
«Наш опрос показал, что проблемой номер один в пищевой отрасли остается увеличение себестоимости производства, – отметил Иван Федяков. – Об этих сложностях мы говорили уже много, и отчасти причины их возникновения понятны. Но если в начале 2023 года эту проблему ставили во главу угла 70-80% опрошенных нами компаний, то сейчас об этом заявляет только 41%.
И вот что неожиданно – вторым по значимости негативным фактором сегодня стала нехватка квалифицированного персонала, в то время как совсем недавно она не входила даже в первую пятерку проблем».
В обсуждении негативных факторов приняли участие спикеры мероприятия.
Фёдор Могутнов, директор дивизиона HoReCa группы компаний «Эфко»: «Лично я наиболее значимым считаю именно этот сдерживающий фактор. В нашей компании более десяти лет действует собственный научно-образовательный центр, где проходят обучение новые сотрудники, а действующие могут пройти курсы повышения квалификации. Это, безусловно, оказывает хорошую поддержку, но не закрывает проблему целиком, учитывая темпы нашего роста.
При поиске кандидатов мы, в первую очередь, ориентируемся на их личные качества. Но сегодня рынок крайне неоднороден по зарплатным ожиданиям соискателей. При этом вне зависимости от региона, где мы работаем и ищем людей, очередей из готовых кандидатов, полностью соответствующих требованиям компании, мы не видим. Особенно проблемными стали Краснодарский край и центр страны. И основную сложность мы испытываем не с линейными исполнителями, а с управленцами среднего звена, инженерно-техническими кадрами».
Ольга Шевелева, директор по маркетингу ООО «Натура Про»: «В подходе к подбору персонала мы используем гибридную модель. Выходя в новые для себя регионы, релоцируем часть коллектива из головного офиса – тех коллег, кто хочет работать в других странах, например, в Казахстане. Это своего рода high potential специалисты, на которых мы можем возложить дальнейшее развитие бизнеса. Параллельно ищем и локальных кандидатов, поскольку и Казахстан, и другие рынки, на которые мы выходим, имеют свою специфику.
Что касается российского офиса, то у нас достаточно стабильный персонал. Но когда открывается вакансия, мы понимаем, что найти людей под наши задачи и цели даже в Москве и Петербурге становится все сложнее».
Роман Крючков, руководитель отдела закупок бренда «Русское море», руководитель отдела управления товарными запасами «Савушкина продукта»: «У нас в Белоруссии и России такая же проблема. И касается она не только рабочего персонала, но и управленцев. Искать сложно, рынок перегрет. Мы готовы брать и берем на работу студентов и развиваем их. Кстати, если бы ритейлеры в России выдвигали меньше требований на сборку товара под комплектацию, мы испытывали бы не так много проблем с набором сборщиков, комплектовщиков, карщиков».
«Нехватка квалифицированного персонала вошла в рейтинг бизнес-проблем по многим причинам, в их числе миграция среднего класса, который формировал квалифицированный слой кадров, – подчеркнул Иван Федяков. – Многие покинувшие страну зарубежные компании забрали с собой не только бренды, но и особо ценных сотрудников».
Эксперт Роман Мазур, CEO Mountain Ridge: Executive Search, Management Selection & IT Recruitment подтверждает наличие проблемы: «Нехватка линейного персонала и квалифицированных рабочих особенно остро ощущается в производственном секторе и ритейле. Это обратная сторона низкого уровня безработицы, и того, что на рынке труда появились новые игроки, вбирающие в себя большое количество синих воротничков.
В сегменте разработчиков ситуация стабилизировалась, но ощущается повышенный спрос на разработчиков 1С и специалистов в сфере информационной безопасности. Среди топ-менеджеров существуют редкие и уникальные профессии, востребованные рынком.
В целом на рынке труда сказывается демографическая яма 1990-х годов. Поэтому важным фактором сегодня становится удержание ключевого персонала».
Ссылку на видеозапись бизнес-завтрака вы можете скачать в Telegram по ссылке https://t.me/INFOLine_Foodbot или запросить по электронной почте retail@infoline.spb.ru
Подробнее о наших исследованиях.
«Производство продуктов питания и напитков России 2023 года». Структура обзора:
- Основные показатели и ключевые события отрасли;
- Актуальные тренды на рынке продуктов питания РФ и мира;
- Конъюнктурный опрос «Ожидания динамики потребительского рынка»;
- Рейтинг крупнейших производителей продуктов питания и напитков России и бизнес-справки по ним;
- Перспективы развития пищевой промышленности РФ и др.
Получить специальное предложение на покупку обзора
«Агропромышленный комплекс России 2023 года». Отраслевой обзор включает:
- основные показатели и ключевые события отрасли;
- детальное описание состояния всех основных направлений агропромышленного комплекса: мясного и молочного животноводства, птицеводства, выращивания зерновых, зернобобовых и масличных культур, сахарной свеклы, овощей и фруктов;
- конъюнктурный опрос «Ожидания динамики потребительского рынка в 2022 году»;
- рейтинг и описание крупнейших агрохолдингов России;
- тренды и перспективы развития АПК РФ
Получить демоверсию обзора
На все возникшие у вас вопросы ответят наши специалисты.
Контакты:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.