Группа компаний INFOLine подготовила ежегодный рейтинг крупнейших компаний пищевой отрасли России "INFOLine FOOD&DRINK RUSSIA 2023". В рейтинг включаются компании-производители продуктов питания и напитков для розничной реализации конечным потребителям, а также агрохолдинги реализующие бизнес-модель "от поля до прилавка".
По данным исследований INFOLine "Производство продуктов питания и напитков России 2023 года" и "Агропромышленный комплекс России 2023 года", совокупная выручка за 2022 год ТОП-10 крупнейших компаний пищевой отрасли выросла на 14% и достигла 2 трлн руб.
По итогам 2022 года лидером пищевой отрасли впервые стала ГК "ЭФКО", обогнавшая многолетнего лидера – компанию Pepsi Россия. Как и прогнозировали в компании INFOLine. Выручка компании составила 277 млрд руб.
(+26% к прошлому году). За последние 3 года выручка компании выросла почти в 2 раза.
Исполнительный директор ЭФКО Сергей Иванов: "В прошлом году мы выросли на 26%, и основной вклад дали брендовый бизнес, переработка масличных и специализированные жиры. В майонезе получилось на стагнирующем рынке добавить 12%, в экспорте выросли на 34%. Радует зеленая полка, пусть пока не такие заметные цифры на общем фоне, но это 300% роста, уже виден миллиард оборота и хорошие перспективы в Африке с Ближним Востоком. Продолжали в прошлом году инвестировать, не остановили ни одного проекта. В переработке масличных помог хороший урожай и то, что успели увеличить производственные мощности. Как и в прошлом году больше половины прироста выручки получилось за счет роста цен. Во второй половине 2022-го цены на растительные масла развернулись, и в 2023-м, четвертый год подряд, двухзначные темпы роста нам повторить будет уже гораздо сложнее. Но постараемся".
Компания "PepsiCo Россия" потеряла первое место в рейтинге, по оценке INFOLine, ее консолидированная выручка выросла на 7% относительного прошлого года. На результаты компании повлияли существенные изменения в деятельности компании в России. В марте 2022 г. PepsiCo объявила об остановки продаж Pepsi, 7Up, Mirinda и других напитков в России, а также об отказе от инвестиционной и маркетинговой деятельности. Выпуск напитков под этими брендами прекратился в сентябре 2022 г. на фоне исчерпания запасов концентрата. Вместе с тем продажа молочной продукции, а также продуктов питания для детей продолжилась. В июле 2022 г. PepsiCo запустила продажи напитков под брендами Evervess, Frustyle и "Русский дар", которые должны заменить ушедшие с рынка марки. В марте 2023 г. в магазинах появились первые партии напитка под новым брендом Evervess-Cola.
Наиболее значительную динамику среди лидеров показала ГАП "Ресурс" (+36%). Компания завершила сделку по приобретению активов ЗАО "Марийское" в Республике Марий Эл, в число которых вошли мощности по выращиванию цыплят-бройлеров, переработке мяса птицы и выпуску колбасных изделий, а также содержанию крупного рогатого скота молочного направления. Также были приобретены активы ООО "Регионэкопродукт-Поволжье" в Саратовской обл. и ООО "ДАНТОН-ПТИЦЕПРОМ" в Тверской обл. Агрохолдинг начал использовать на правах аренды мощности ООО "Репродукт" в Татарстане. В прошлом году компания поставила рекорд - стала первым российским предприятием, чей объем производства мяса цыплят-бройлеров в живом весе превысил один миллион тонн. INFOLine ожидает дальнейшего значительного роста выручки компании на фоне открытия им нового направления (молочный бизнес).
По мнению аналитиков Группы компаний INFOLine, в 2023 году продолжится процесс смены собственников на российском рынке. Кроме того, мы ожидаем роста количества новых продуктов и брендов, которые будут выводить на российский рынок как отечественные, так и международные компании, а также роста доли СТМ торговых сетей в обороте игроков отрасли. По оценке INFOLine, в 2022 году эта доля превысила 10%, а у крупнейших торговых сетей достигла более 20%.
Запросить краткую версию исследований INFOLine "Производство продуктов питания и напитков России 2023 года" и "Агропромышленный комплекс России 2023 года" ЗДЕСЬ
О рейтинге "INFOLine FOOD&DRINK RUSSIA":
При составлении Рейтинга крупнейших производителей продуктов питания и напитков РФ специалисты INFOLine анализируют показатели более 100 компаний РФ, относящихся ко всем сегментам продуктов питания и напитков, которые выпускают продукцию для конечных потребителей. В рейтинге не участвуют компании, производящие сырье, полуфабрикаты и работающие преимущественно в секторе b2b (так, в рейтинг не входят такие компании, как ГК "Каргилл" и ГК "Содружество"), а также компании занимающиеся только сбытовой деятельность (например, ТД "РИФ").
Основным параметром ранжирования компаний в Рейтинге крупнейших производителей продуктов питания и напитков РФ России является выручка от продажи товаров как на территории РФ, так и за рубежом (экспортная деятельность).
В Рейтинге крупнейших производителей продуктов питания и напитков РФ представлены компании, основной сферой деятельности которых является производство пищевых продуктов и напитков. Учитывая вертикальную интеграцию отрасли, некоторые участники рейтинга имеют собственные розничные торговые сети и сети общественного питания, а также сельскохозяйственные активы (например, ООО "КДВ Групп" и ГК "ЭФКО").