Доля десяти крупнейших операторов подвижного состава на рынке в 2022 году сократилась на 2,6 процентных пункта до 52,2%, доля тройки лидеров снизилась с 23,7% до 21,7%, следует из исследования INFOLine «Транспортная отрасль России 2023 года».
Консолидация рынка продолжается, но теперь этот процесс сосредоточен в специализированных сегментах подвижного состава, отмечает генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Универсальных операторов стало меньше, поясняет эксперт: входящая в ОАО РЖД Федеральная грузовая компания (ФГК) вышла из нефтеналива и крытых вагонов, Первая грузовая компания (ПГК) — из универсальных платформ, хопперов-цементовозов и малокубовых крытых вагонов.
Изменений в топ-10 операторов с 2021 года года не произошло: на первом месте по-прежнему ПГК, за ней следует ФГК, третьим идет «Нефтетранссервис».
Источник: INFOLine Rail Russia TOP №4 2022 год
Рынок становится более зрелым, подчеркивают специалисты INFOLine, растет доля сервисных контрактов. «В условиях узких мест на железнодорожной и портовой инфраструктуре, снижения эффективности управления вагонопотоками и растущего санкционного давления на экспортеров, которые вынуждены бороться за новые рынки сбыта, для грузоотправителей наличие гарантированного доступа к железнодорожному парку становится ключевым элементом логистической стратегии», — считает Михаил Бурмистров, добавляя, что арендные ставки к концу 2022 года восстановились после провала во втором квартале и продолжают рост в этом году.
По данным Союза операторов железнодорожного транспорта, в первом квартале ставки продолжали рост, в апреле—сентябре стабилизировались, в октябре—декабре по полувагонам и цистернам произошел рост. Произошло серьезное изменение логистических издержек, говорит Михаил Бурмистров: в условиях резкого роста тарифов ОАО РЖД доля операторских услуг в структуре расходов грузоотправителей снизилась. Из данных Союза следует, что если тарифы ОАО РЖД к уровню конца 2008 года на конец 2022 года выросли более чем втрое, то арендные ставки полувагона — только на 94%, причем бывали годы, когда они были более чем на 40% ниже.
Руководитель «INFOLine-Аналитики» отмечает расширение логистики на новые территории, где сейчас ведутся активные строительные работы, а почти все материалы доставляются из России. Другие важные тренды — возникновение нового сегмента перевозок для нужд СВО (универсальные платформы и малокубовые крытые вагоны), рост конкуренции за подвижной состав с сопредельными странами, где бурно растет экономика (например, с Казахстаном) и заметный рост цен на новые вагоны, который в сочетании с загруженностью мощностей вагоностроительных заводов стимулирует рост сделок по подержанному парку.
Самые полные данные вы найдете в исследовании «Транспортная отрасль России 2023 года», которое содержит динамику различных показателей отрасли с 2011 года (объем перевозок грузов и пассажиров грузооборот и пассажирооборот в целом и разными видами транспорта, динамику парка грузовых вагонов, индексацию тарифов и пр.), а также прогнозы развития в 2023-2024 годах.
Отдельные главы отчета посвящены основным показателям и ключевым событиям отрасли, а также ее сегментам: железнодорожному, автомобильному, водному, воздушному транспорту и перспективам их развития.
Запросить демоверсию исследования
Вас также заинтересует ежемесячный обзор «Рынок арендных ставок по видам железнодорожного подвижного состава». Структура выпуска:
- Динамика парка подвижного состава;
- Рейтинг крупнейших операторов по видам вагонов;
- Оперативный анализ парка вагонов и его задействования в перевозочном процессе;
- Основные тенденции рынка перевозок грузов;
- Результаты мониторинга ставок предложения;
- Результаты мониторинга ставок спроса.
Запросить спецпредложение на приобретение обзора.
Сотрудники INFOLine всегда готовы ответить на любые вопросы.
Телефоны: +7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848.
Электронная почта mail@infoline.spb.ru.
Большой объем оперативной информации и всегда свежие новости – в нашем официальном Telegram-канале INFOLine: экономические новости.