По данным Обзора «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России 2023 года», в 2022 г. добыча угля в России увеличилась на 0,3% до 443,6 млн т: падение экспорта было компенсировано увеличением отгрузок на внутренний рынок. На экспорт угля в 2022 г. негативное влияние оказали эмбарго на поставки в ЕС, невозможность переориентировать весь грузопоток в страны АТР из-за высокой загрузки Восточного полигона, рост логистических затрат в связи с индексацией ж/д тарифа и отменой понижающих коэффициентов на экспортные ж/д перевозки угля.
После введения запрета на экспорт российского угля в Европу, основными странами назначения стали Китай, Южная Корея, Турция, Индия и страны Северной Африки (Египет и т.д.). Изменение маршрутов под влиянием санкций и эмбарго на импорт российского угля привело к увеличению времени транспортировки морским транспортом и росту расходов на фрахт. Тем не менее, по состоянию на январь 2023 года экспортные перевозки угля остаются рентабельными на всех направлениях даже в условиях роста логистических затрат и транзакционных издержек.
Добыча угля в России по способам, млн т
Источник: Обзор «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России 2023 года»
В 2022 году навалочный терминал в Тамани лидировал по объемам экспортной перевалки угля и находился в числе ведущих по динамике ее прироста. В общей сложности через него перевалено 30 млн тонн, что на 32,1% больше, чем годом ранее. На втором месте по перевалке угля в 2022 году оказался «Восточный порт» (рост на 2,4%, до 25,6 млн тонн), на третьем — терминал РТУ в порту Усть-Луга (падение на 11,7%, до 21,6 млн тонн).
Получить демоверсию обзора «Нефтяная, газовая и угольная промышленность
России 2023 года»
Вы можете, обратившись по электронной почте TEK@infoline.spb.ru
или телефонам (495) 772-76-40, (812) 322-68-48
По данным исследования "Экспортная угольная логистика", проведенного INFOLine в январе 2023 года, наименее конкурентоспособным для не аффилированных с терминалами и крупными железнодорожными операторами поставщиков является экспорт угля через порты Северо-Запада, в то время как экономика перевозок через порт Тамань выигрывает как по величине железнодорожных расходов, так и по стоимости фрахта. По оценке INFOLine, рентабельность экспортных поставок в Индию и Китай через порт Усть-Луга составляла в январе 2023 года – 3,8–6,7% в зависимости от типа вагона, а через Мурманский морской торговый порт — 8,1–10,4%.
Наиболее высокая рентабельность экспорта в Китай и Индию наблюдалась при поставке через терминалы Дальнего Востока (22–25% в зависимости от терминала и типа вагона). Рентабельность поставок в Китай и Индию через порт Тамань составляла в январе 2023 года 12,5–14,2%. Основным преимуществом Тамани является возможность порта грузить балкеры Capesize с размером судовой партии до 220 тыс. тонн. В 2022 году увеличивается разрыв между стоимостью фрахта судов типа Panamax и Capesize, более выгодным является осуществление перевозки из портов, чьи мощности позволяют загружать суда типа Capesize.
На начало 2023 года дополнительное увеличение экспорта угля через Дальневосточные порты ограничено пропускной способностью железных дорог и Восточного полигона. Задействование Азово-Черноморского бассейна на полную мощность ограничивают узкие места на железнодорожной сети на подходах к порту, а также рост пассажирских перевозок в связи с закрытием весной 2022 года аэропортов в ряде городов в южных регионах России.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал INFOLine:
экономические новости, чтобы следить за самыми актуальными новостями!
INFOLine анонсирует выход Обзора «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России 2023 года», который содержит следующие разделы.
Первый этап (февраль 2023 года):
- влияние санкции и развитие рынка нефти, газа и угля в 2022 году
- анализ мер и стимулов Правительства РФ по развитию нефтегазовой и угольной отраслях в условиях санкций
- описание наиболее значимых инвестиционных проектов в добыче, транспортировке и переработке нефти и газа
- сведения о крупнейших сделках M&A в 2022-2023 гг.
- бизнес-справки по крупнейшим компаниям
Второй этап (март-апрель 2023 года):
- описание важнейших событий в добыче, транспортировке и переработке нефти, газа и угля
- информация об отставках и назначениях в государственном и частном секторах
- прогноз развития нефтегазовой и угольной отраслей в 2023 году
Запросить демо-версию обзора.
Рекомендуем также услугу «Тематические новости: "Угольная промышленность РФ».
Структура еженедельного выпуска:
- общие новости отрасли и нормативные документы;
- отраслевые мероприятия;
- региональные новости;
- конкурсы;
- новости компаний ("СУЭК", "Евраз", "Северсталь", "Мечел", "ММК", "НЛМК", "Русский уголь" и прочие);
- оборудование и сервис;
- зарубежные новости.
Суммарное количество оригинальных публикаций, включенных в один информационный бюллетень, в среднем составляет 50 материалов.
Запросить тестовую подписку.