2022 год стал для пищевой отрасли России годом потрясений и сдвигов. На протяжении последних 8 лет пищевая отрасль демонстрировала положительную динамику, была бенефициаром продовольственного эмбарго. Но по итогам 2022 года рост отрасли составил лишь 0,4%. Замедление динамики произошло на фоне высокой продовольственной инфляции (15,8%), в натуральном же выражении (штуки, кг, литры) по многим категориям товаров отрасль продемонстрировала падение: на 1,3% снизилось производство колбасных изделий, на 7,3% мороженой рыбы, на 5,8% рыбных консервов, на 9,7% рыбных пресервов, на 7,7% творога, на 2,9% хлебобулочных изделий, на 3,7% шоколадных и кондитерских изделий, на 5,4% минеральных и питьевых вод.
На такие результаты отрасли, по мнению специалистов INFOLine, повлияло несколько факторов. Наиболее значительными стали: снижение доходов населения (реальные денежные доходы, по оценке ФСГС, в 2022 г. снизились на 1,4%) и, как следствие, получившая распространение модель более рационального потребления; сокращение населения страны (-550 тыс. чел.), изменение или прекращение деятельности в РФ международных игроков (см. "INFOLine FOOD&DRINK RATING RUSSIA 2022"); снижение экспортного потенциала.
По оценке INFOLine, 50 компаний пищевой индустрии (включая производство безалкогольных напитков и пива) генерируют около 30% суммарного оборота отрасли. Таким образом, отрасль еще далека от консолидации, особенно в сравнении ритейлом, где, по оценке INFOLine, на долю ТОП-10 игроков приходится почти 39% РТО-food.
В 2022 году в отрасли произошел ряд сделок M&A, которые можно условно можно разделить на сделки, связанные с уходом из РФ международных игроков (Valio, Fazer, Paulig Group, Raisio Plc., Hortex и др.), и сделки, продиктованные выстраиванием вертикальной интеграции в среде крупнейших игроков.
Кроме того, по данным проекта INFOLine "Банк новинок на рынке продуктов питания и напитков", в России активно реализуется процесс брендозамещения, причем осуществляют его не только российские компании, стремящиеся заменить уходящие бренды на полках торговых сетей и выпускающие все новые и новые виды продукции (например, напитки со вкусом колы). Замещением занимаются и международные компании, продолжающие работать на российском рынке. Так, флагманским брендом "Виолы" (ранее "Валио"), которую приобрела ГК "Велком", стал бренд Viola, а сыр Oltermanni получил новое имя – Laplandia. Производитель "Нестле Россия", заменяя бренды KitKat и Nesquik, выпустил батончики Goodmix и какао "Хрутка". Кроме того, специалисты INFOLine отмечают активный запуск новинок шоколада под брендом "Россия – щедрая душа".
Подробная информация о том, как менялась пищевая отрасль в 2022 году и какие тенденцию ждут ее в 2023-м, включена в ежегодное исследование INFOLine "Производство продуктов питания и напитков России 2023 года", которое содержит:
- Основные показатели и ключевые события отрасли;
- Актуальные тренды на рынке продуктов питания РФ и мира;
- Конъюнктурный опрос «Ожидания динамики потребительского рынка»;
- Рейтинг крупнейших производителей продуктов питания и напитков России и бизнес-справки по ним;
- Перспективы развития пищевой промышленности РФ и др.
Получить специальное предложение на покупку исследования.
Также вас может заинтересовать База "Крупнейшие производители и поставщики продовольственных товаров РФ. 2023 год", в которой представлена структурированная информация о более 500 крупнейших производителей и 200 крупнейших дистрибьюторов России.