Предварительные итоги уходящего года подвели специалисты INFOLine
в исследовании «Рынок грузового железнодорожного транспорта 2022 года». Обзор также содержит динамику ключевых параметров отрасли, начиная с 2011 года, показатели компаний и рейтинг INFOLine Rail Russia TOP с 2014 по 2022 год.
Аналитики подчеркивают: в 2022 году на фоне продолжающейся специальной военной операции на Украине и санкций против России перевозки и грузооборот сокращаются –полностью прекращено железнодорожное сообщение не только с Украиной, но и с Финляндией.
Согласно прогнозам INFOLine, по итогам 2022 г. общий объем погрузки грузов составит 1235,1 млн т., сократившись на 3,8%, а погрузка по итогам IV кв. снизится на 4,4% до 312,5 млн т. Ключевыми факторами снижения, говорится в исследовании «Рынок грузового железнодорожного транспорта 2022 года», остаются сокращения экспорта угля, лесных грузов, а также контейнерных перевозок. Грузооборот по итогам 2022 г., по мнению экспертов INFOLine, составит 2636,0 млрд т-км. (сокращение составит 0,13%), однако в декабре ожидается увеличение – на 1,6% до 224,4 млрд т-км. Объем перевозок по итогам 2022 г. ожидается на уровне 1351 млн т. – снижение на 0,04%, в том числе в IV кв. – на 8,4% до 326,6 млн т.
Динамика грузооборота на сети "РЖД", млрд т-км
Источник: «Рынок грузового железнодорожного транспорта. Предварительные итоги 2022 г. Прогноз до 2023 г.»
В начале 2023 г. сокращение погрузки ускорится, особенно на экспорт, а позитивная динамика вероятна по строительным грузам в связи активизацией крупнейших инфраструктурных проектов, по зерновым грузам и в сегменте контейнерных перевозок. Объем погрузки прогнозируется на уровне 1208 млн т. – снижение на 2,2%, объем грузооборота – на уровне 2590 млрд т-км – снижение на 1,7% и объем перевозок на уровне 1325 млн т – снижение на 2%.
Исследование «Рынок грузового железнодорожного транспорта 2022 г.»
включает в себя семь разделов, в том числе сценарный прогноз INFOLine основных макроэкономических индикаторов и показателей железнодорожного транспорта (в том числе погрузки и грузооборота), а также закупок и списания подвижного состава до 2023 года.
В исследовании расширен раздел, включающий анализ и прогноз закупок и списания, цен на вагоны и арендных ставок по 8 видам подвижного состава (полувагоны, крытые вагоны, нефтеналивные цистерны, хопперы-минераловозы, хопперы-зерновозы, хопперы-цементовозы, фитинговые платформы, лесовозные и универсальные платформы) до 2022 года, а также добавлен анализ среднемесячного баланса парка по задействованию подвижного состава. Помимо этого, в исследовании содержатся рейтинги лизинговых компаний на рынке операционного и финансового лизинга, а также рейтинг компаний, занимающихся вагоностроением.
Структура исследования «Рынок грузового железнодорожного транспорта 2022 г.»
I. Макроэкономические показатели развития транспорта в России
Раздел включает описание, анализ ключевых тенденций и показателей железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта.
II. Состояние и показатели железнодорожного транспорта России
Раздел представляет собой подробный анализ основных тенденций развития железнодорожной отрасли в 2014-2021 гг. и 9 мес. 2022 г., в том числе основных итогов и последствий реформирования отрасли и особенностей ее нормативного регулирования. Также проанализированы основные тенденции рынка подвижного состава включено описание бизнеса холдинга «РЖД». Кроме того, второй раздел Исследования содержит анализ динамики и структуры основных показателей рынка ж/д грузовых перевозок (грузооборот, погрузка, перевозки, среднее расстояние), скорости и надежности доставки грузов и состояния парка ж/д подвижного состава, (в том числе средний возраст, списание и закупки, структура парка по видам вагонов и т.д.).
III. Прогноз развития рынка железнодорожных перевозок
Раздел включает прогноз основных макроэкономических показателей России, описание сценариев развития железнодорожного транспорта, прогноз погрузки и грузооборота железнодорожного транспорта, а также закупок и списания подвижного состава до 2023 года.
IV. Состояние и прогноз рынка по видам подвижного состава
Раздел включает анализ и прогноз парка подвижного состава и его баланса по задействованию, закупок и списания, а также цен на вагоны и арендных ставок по видам подвижного состава (полувагоны, крытые вагоны, нефтеналивные цистерны, хопперы-минераловозы, хопперы-зерновозы, хопперы-цементовозы, фитинговые платформы, лесовозные и универсальные платформы).
V. Рейтинг крупнейших операторов подвижного состава и лизинговых компаний
Операционные и финансовые показатели крупнейших операторов. Ранжирование осуществлено по величине выручки, финансовым и технологическим показателям эффективности.
VI. Бизнес-справки крупнейших операторов рынка железнодорожных перевозок в России
Приведены бизнес-справки компаний с операционными и финансовыми показателями, динамикой парка в собственности и управлении, объемами перевозок и грузооборотом за 2014-2021 гг. и 9 мес. 2022 г., инвестиционные проекты, закупки, слияния и поглощения, отставки и назначения.
VII. Бизнес-справки крупнейших компаний, занимающихся операционным лизингом подвижного состава
В раздел включены бизнес-справки по крупнейшим оперлизинговым компаниям, которые содержат актуальную информацию об истории развития компании, структуре акционерного капитала, структуре холдинга, динамике и структуре парка подвижного состава компании, закупках подвижного состава, а также динамике финансовых показателей и планах развития компании.
INFOLine
ежеквартально проводит опрос около 100 крупнейших собственников и операторов подвижного состава, на долю которых приходится более 70% всего парка, что дает возможность специалистам INFOLine отображать в исследовании более корректные, чем в других источниках, данные по парка подвижного состава в собственности и в управлении, перевозкам и грузообороту, а также арендным сделкам на рынке.
Полное описание одной из компаний и полный перечень готовых Исследований и других информационных продуктов INFOLine можно запросить ЗДЕСЬ.
Подробнее с другими сегментами транспортного рынка РФ можно ознакомиться в ежегодном обзоре «Транспортная отрасль России 2022 года», в рамках которого описаны все основные сегменты транспортной отрасли РФ или по запросу на почту transport@advis.ru.