Согласно Базе данных «Заказы на строительство судов на верфях России», на май 2022 года на российских верфях на различных стадиях строительства находится 115 рыболовных и краболовных судов суммарным дедвейтом свыше 160 тыс. тонн и суммарной стоимостью около 260 млрд руб., большая часть из которых строится в рамках программ инвестиционных квот.
В связи с санкционными ограничениями, возникает риск невыполнения программы инвестиционных квот, так как доля импортного оборудования на рыболовных судах превышает 70%, а замена оборудования на другого отечественного или иностранного производителя потребует перепроектирования судов. В мае 2022 года рыболовные суда и оборудование были обозначены правительством в числе приоритетных направлений, для которых предусмотрены субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным на приобретение приоритетной для импорта продукции (Постановление Правительства РФ от 18.05.2022 №895). Однако для судов льготное кредитование действует только в части закупки их за рубежом, а не строительства на территории России. В части оборудования также возникают трудности, так как верфи закупают оборудования не на кредитные средства, а на средства заказчиков, которые в свою очередь берут кредиты на строительство судов.
По данным Исследования «Судостроительная промышленность России. Итоги 2021 года. Прогноз до 2026 года», в рамках рыболовных инвестиционных судов с 2018 года было законтрактовано строительство 64 рыболовных судов, из которых на май 2022 года сданы 6 единиц: 3
среднетоннажных траулера-сейнера проекта SK-3101R (АО «ПСЗ «Янтарь» по заказу РК имени Ленина), 2 рыболовных траулера пр. КМТ01 (ПАО «Выборгский судостроительный завод» по заказу АО «АТФ») и 1 малый рефрижераторный рыболовный траулер проекта T30B (АО «СЗ «Вымпел» по заказу ООО «ПТФ Карелрыба»). В рамках компенсационных и поддерживающих мер Постановлением Правительства РФ от 11.05.2022 №857, были продлены на два года сроки реализации инвестиционных проектов по строительству судов рыбопромыслового флота и рыбоперерабатывающих заводов.
Портфель заказов на постройку рыболовных и краболовных судов, законтрактованных на II кв. 2022 года (по суммарному дедвейту)
Источник: База данных INFOLine «Заказы на строительство судов на верфях России»,
Исследование «Судостроительная промышленность России. Итоги 2021 года. Прогноз до 2026 года»
В рамках краболовных инвестиционных квот должно быть построен 41 краболов. На середину II квартала 2022 года завершено строительство трех единиц: 2 краболова проекта 031411 (АО «Восточная верфь» для ООО «Дальневосточное побережье») и 1 судно для добычи краба проекта 03070 (АО «ЛСЗ «Пелла» для ООО «Антей»). Заказ на строительство 16 краболовных судов был размещен на верфях Дальневосточного ФО, и, согласно Постановлению Правительства РФ от 29.07.2020 №1138, Правительством субсидируется до 20% затрат на их строительство. Субсидия предоставляется с 2021 года по завершению строительства, при этом размер выданной субсидии не может превышать 340 млн руб. В стадии разработки находится закон об увеличении размера субсидии до 28% от стоимости строительства судна, а также повышения предельной суммы субсидии до 560 млн рублей. По данным Росрыболовства, в среднем стоимость строительство судна-краболова в 2021 году увеличилась примерно на 13%
(затратная часть) и составляет порядка 1,9-2 млрд рублей. Для еженедельного мониторинга актуальных событий и изменений в области судостроительной отрасли INFOLine рекомендует услугу: Тематические новости: «Судостроительная промышленность РФ и стран ближнего зарубежья».
Получить презентацию "Судостроительная отрасль России"
Вы можете, обратившись по электронной почте transport@infoline.spb.ru
или телефонам (495) 772-76-40, (812) 322-68-48 добавочный 112
Гендиректор “INFOLine -Аналитики” Михаил Бурмистров считает, что рыболовным компаниям, которые очень сильно пострадали из-за санкций против российского судостроения и прекращения поставок судового комплектующего оборудования, необходима господдержка, и в рамках мобилизационной экономики пострадавшие отрасли должны получать помощь, например, в форме налоговых преференций (например, льгот по налогу на прибыль или на имущество), обнуление НДС на судоремонт, а также расширения действующих программ поддержки, например, возмещения затрат на приобретение судового топлива.
Справка:
INFOLine выпускает исследования и базы данных по судостроительной отрасли c 2006 года. Клиентами являются крупнейшие участники отрасли: ОСК, ССК «Звезда», ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Ленинградский судостроительный завод «Пелла», Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», Центр Судоремонта Звездочка, Самусьский судостроительно-судоремонтный завод, Завод «Красное Сормово» и другие. Рейтинг INFOLine ShipbuiLding Russia TOP ежегодно публикуется в ведущих СМИ, например, КоммерсантЪ. Получить бесплатную презентацию судостроительной отрасли можно ЗДЕСЬ.
Исследование «Судостроительная промышленность России. Итоги 2021 года. Прогноз до 2026 года» представляет собой комплексный анализ текущего состояния судостроительной отрасли в России, содержит ретроспективные данные с 2011 года по динамике и объемам строительства и ремонту судов на предприятиях России, операционные и финансовые показатели крупнейших судостроительных компаний. Также Исследование включает долгосрочный прогноз направлений развития отрасли и общего спроса на продукцию различных сегментов судостроения до 2026 года.
База данных «Заказы на строительство судов на верфях России» содержит записи о строящихся судах с указанием предприятия, на котором ведется строительство, холдинга, к которому относится это предприятие, заказчика строительства с указанием его государственной принадлежности, типа судна, дедвейта, тоннажа, совокупной стоимости заказа, плановых сроков сдачи заказчику и текущего состояния заказа. С 2019 года в базе также приводится информация по разработчикам проектов строящихся судов. С 2021 года в состав базы данных входит предоставление ежеквартальной аналитической презентации.