По данным Исследования «Судостроительная промышленность России. Итоги 2021 года. Прогноз до 2026 года», комплекс мероприятий и мер государственной поддержки судостроительной отрасли, реализуемый с 2016 года, способствовал загрузке производственных мощностей предприятий, росту портфеля и серийности заказов. По состоянию на I квартал 2022 года, на российских судостроительных предприятиях осуществлялось строительство около 600 судов и кораблей. Суммарный объем строящихся и законтрактованных кораблей и судов превышает 3,2 трлн руб., а совокупный тоннаж – более 7,4 млн тонн.
В связи с началом Россией специальной военной операции на территории Украины, с конца февраля 2022 года страны Европейского Союза, США, Великобритания, Канада и ряд других стран ввели беспрецедентные санкции против российской экономики и промышленности, в том числе блокирующие санкции против крупнейших судостроительных предприятий России и ограничения поставок судового комплектующего оборудования (СКО).
Несмотря на реализуемую с 2015 г. политику локализации и импортозамещения в сфере СКО, на 2022 год уровень зависимости от импорта остается высоким: по определенным категориям доля импорта варьируется от 40% до 90%. В большей степени под угрозой выполнения оказываются крупнотоннажные наливные суда (76% суммарного тоннажа строящихся судов), рыболовные и краболовные (5%), пассажирские и научные суда, в связи с высокой долей импортного оборудования и необходимостью перепроектирования судов под российское оборудование.
Источник: База данных INFOLine «Заказы на строительство судов на верфях России»,
Исследование «Судостроительная промышленность России. Итоги 2021 года. Прогноз до 2026 года»
Особое внимание в отрасли привлечено к строительству рыболовных и краболовных судов в рамках программ инвестиционных квот: на промысловые суда приходится около 5% совокупного тоннажа всех строящихся судов.
Из 105 законтрактованных на апрель 2022 года судов, сданы 8 единиц, а срок сдачи остальных – до 2025 года. Общий объем инвестиции в строительство новых судов превышает 250 млрд руб. В связи с санкционными ограничениями, возникает риск невыполнения программы инвестиционных квот, так как в России не налажено производство ключевого рыбопромыслового оборудования, а замена оборудования на другого отечественного или иностранного производителя потребует перепроектирования судов. В начале апреля 2022 года, Минпромторгом было отмечено, что общий объем оборудования для строящихся рыбопромысловых судов, заказанного у зарубежных компаний, превышает 140 млрд руб., из которых 25 млрд руб. оплачено.
Генеральный директор "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров убежден, что с учетом негативного влияния санкций неизбежен перенос сроков сдачи судов в среднем в пределах до 1 года при необходимости замены одного-двух ключевых компонентов или до 2-3 лет для крупных судов с высокой долей импортного оборудования (например, траулеров-процессоров), находящихся на начальных стадия строительства.
INFOLine считает целесообразным безотлагательно принять следующие меры для поддержки:
- Фиксация цен (или льготное ценообразование) на металлопродукцию для судостроительной отрасли и/или компенсация части расходов на закупку металла;
- Компенсация расходов (оплаченные авансы, незавершенные работы по монтажу, логистические расходы и т. д.) судостроительных предприятий, связанных с отказом зарубежных производителей от поставок судового комплектующего оборудования из-за санкций и необходимостью перепроектирования судов с заменой СКО;
- Льготное кредитование судостроительных предприятий для пополнения ими оборотных средств в связи с необходимостью закупки альтернативного судового оборудования и осуществления перепроектирования судов;
- Субсидирование логистических расходов по доставке зарубежного СКО в Россию из стран, которые не ввели санкции;
- Субсидирование НИОКР производителей судового комплектующего оборудования и льготное кредитование для пополнения оборотного капитала и обновления технологического оборудования;
- Увеличение бюджетного финансирования операторов льготного лизинга судов в связи с повышением ключевой ставки при фиксированной ставке в договорах;
- Запуск государственных программ строительства нового пассажирского и технического флота;
- Обнуление НДС на судоремонт.
Получить рейтинг INFOLine Shipbuilding Russia TOP - 2022
Вы можете, обратившись по электронной почте transport@infoline.spb.ru
или телефонам (495) 772-76-40, (812) 322-68-48 добавочный 112
Справка:
INFOLine выпускает исследования и базы данных по судостроительной отрасли c 2006 года. Клиентами являются крупнейшие участники отрасли: ОСК, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Ленинградский судостроительный завод «Пелла», Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», Центр Судоремонта Звездочка, Самусьский судостроительно-судоремонтный завод, Завод «Красное Сормово» и другие. Рейтинг INFOLine ShipbuiLding Russia TOP ежегодно публикуется в ведущих СМИ, например, КоммерсантЪ. Получить бесплатную презентацию судостроительной отрасли можно ЗДЕСЬ.
Исследование «Судостроительная промышленность России. Итоги 2021 года. Прогноз до 2026 года» представляет собой комплексный анализ текущего состояния судостроительной отрасли в России, содержит ретроспективные данные с 2011 года по динамике и объемам строительства и ремонту судов на предприятиях России, операционные и финансовые показатели крупнейших судостроительных компаний. Также Исследование включает долгосрочный прогноз направлений развития отрасли и общего спроса на продукцию различных сегментов судостроения до 2026 года.
База данных «Заказы на строительство судов на верфях России» содержит записи о строящихся судах с указанием предприятия, на котором ведется строительство, холдинга, к которому относится это предприятие, заказчика строительства с указанием его государственной принадлежности, типа судна, дедвейта, тоннажа, совокупной стоимости заказа, плановых сроков сдачи заказчику и текущего состояния заказа. С 2019 года в базе также приводится информация по разработчикам проектов строящихся судов. С 2021 года в состав базы данных входит предоставление ежеквартальной аналитической презентации.