По данным обзора INFOLine Rail Russia TOP №4 2021 на рынке железнодорожного транспорта сохраняется специализация и консолидация. Доля ТОР-30 компаний по парку в собственности с финансовым лизингом увеличилась в 2021 году на 2 п.п. и составила 64,9%, а доля ТОР-30 компаний по парку в управлении увеличилась на 1,8 п.п. и составила 78,2%. Об основных тенденциях на рынке оперирования подвижным составом и итогах 2021 года написало издательство «Коммерсантъ» в статье «У вагонов горит спот-сигнал».
Лидером в ранговом рейтинге компаний операторов подвижного состава по итогам 2021 года осталась «Первая грузовая компания». Компания удерживает лидерство с начала 2021 года за счет показателей перевозок, которые обеспечены высокой эффективностью использования парка. Лидерство по парку в управлении и собственности в 2021 г. сохранило АО "ФГК", которое за 2021 год приобрело 750 новых платформ, но сократило парк в связи со списанием и сделками по продаже нестратегических активов.
Доля ТОР-30 крупнейших операторов по объему грузоперевозок увеличилась на 2 п.п. и составила 79,8%, а доля ТОР-30 по грузообороту снизилась на 1,3 п.п. и составила 85,6%.
Рейтинги операторов по перевозкам, грузообороту, парку в собственности и в управлении, а также описание тенденций рынка представлены в обзоре INFOLine Rail Russia TOP №4 2021.
Доля TOP-30 операторов по величине парка, объему перевозок и грузообороту
Источник: INFOLine Rail Russia TOP №4 2021
В 2021 года произошел масштабный рост ставок на рынке аренды полувагонов: они уже превысили рекордный в рублевом выражении уровень I квартала 2019 года и продолжают повышаться. Подробнее о ключевых тенденциях и динамике арендных ставок на различные виды подвижного состава в ежеквартальном обзоре "Рынок арендных ставок".
За 2021 год российскими собственниками и операторами закуплено более 60,3 тыс. ед. подвижного состава с преобладанием в структуре полувагонов и фитинговых платформ, а списано около 26,2 тыс. ед. По словам генерального директора "INFOLine-Аналитика" Михаила Бурмистрова, в 2021 году основными покупателями полувагонов стали грузоотправители и кэптивные компании, а также крупнейшие лизинговые компании ("ВТБ-Лизинг" и "ГТЛК"), которые увеличивают долю на рынке операционного лизинга, в то время как крупнейшие операторы придерживались более консервативной стратегии и привлекали парк в долгосрочную аренду. С анализом закупок и списания парка вы можете ознакомиться в обзоре INFOLine Rail Russia TOP №4 2021, а также публикации "Списание и закупки железнодорожного подвижного состава по итогам 2021 года".
Ознакомиться с рейтингами операторских и лизинговых компаний по итогам 2021 года вы можете в обзоре INFOLine Rail Russia TOP №4 2021.
Основные события представлены в summary к обзору INFOLine Rail Russia TOP №4 2021.
Summary обзора INFOLine Rail Russia TOP вы можете запросить здесь.
Чтобы оформить годовую подписку на INFOLine Rail Russia TOP пройдите по ссылке
Анкету информационных потребностей и полный перечень готовых исследований и других информационных продуктов INFOLine вы можете запросить здесь.