Новые стратегии поставщиков, ритейла и HoReCa: ориентацию на экспорт, вертикальную интеграцию, цифровизацию обсудили представители продовольственного бизнеса на пленарной сессии информационно-аналитического агентства INFOLine. Диалог лидеров food-индустрии стал частью деловой программы WorldFood Moscow 2021.
Обзор рынка представили модераторы обсуждения генеральный директор INFOLine Иван Федяков и руководитель направления «Потребительский рынок» INFOLine Светлана Силенина.
В ходе обсуждения повестки старший директор по исследованиям PepsiCo Россия и СНГ Антон Борисюк ответил на вопросы Ивана Федякова.
Иван Федяков: В роли представителя глобальной компании вы легко можете сравнить ведение бизнеса в нашей стране и за рубежом. Как вы оцениваете конкурентоспособность PepsiCo в России сейчас и после снятия контрсанкций, которое рано или поздно произойдет?
Антон Борисюк: Мы мировая компания с большой историей, и наш бизнес, безусловно, конкурентоспособен на глобальном рынке. Однако если говорить о разных категориях товаров, то, например, с соками, в определенный момент у PepsiCo в России были сложности с сырьем. Ни апельсины, ни ананасы, ни персики здесь не растут, поэтому, когда Россия в 2014 году ввела продовольственное эмбарго, нам пришлось существенно пересматривать свои каналы получения сырья и брать на себя большие издержки. Потому-то снятие контрсанкций мы оцениваем со знаком плюс, ведь это означает возобновление конкуренции на сырьевом рынке.
В молочном сегменте PepsiCo чувствует себя уверенно, а вот рынок сыра – самый сложный и чувствительный к санкциям. Мы заметно выросли в этой категории, став лидером в производстве брендированного сыра. Я говорю про «Ламбер». Сейчас компания продолжает развиваться в этом направлении, добавляя новые вариации «Ламбера», однако если санкции будут сняты, то рынок отыграется назад. Конечно, не на позиции 2014 года, но он точно перераспределится относительно того, как выглядит сейчас.
![IMG_1628.JPG IMG_1628.JPG](/upload/medialibrary/b60/b60897712145cee737660d8cce74604e.JPG)
Иван Федяков: Одним из важных трендов в последнее время является ЗОЖ, на рынок выходит все больше соответствующей продукции. Компания PepsiCo последовательно сокращает количество сахара в своих напитках и соли – в снэковой категории. Что вы можете сказать о запросах российского покупателя на здоровое питание?
Антон Борисюк: У нас есть глобальная стратегия устойчивого развития, тремя столпами которой являются правильный выбор, устойчивое земледелие и устойчивые цепочки поставок.
Так вот правильный выбор для нас означает снижение сахара, соли и жиров в продукции PepsiCo. Но здесь важно сказать, что мы всегда балансируем, потому что для нас основополагающим фактором является все-таки клиентоцентричность: в первую очередь мы стараемся понять, чего же на самом деле хочет потребитель, какая продукция будет востребована разными аудиториями в разных ситуациях.
В России далеко не все, что с сахаром, отвергается потребителем. Рынок гораздо более сложный. Люди не всегда делают выбор, опираясь на содержание сахара, поэтому мы зачастую ищем еще и правильное позиционирование, то есть думаем, как преподнести продукцию, чтобы она была востребована.
Например, у нас есть Pepsi Wild Cherry, Pepsi Lime, Pepsi Mango, и все эти варианты без сахара. Но на российском рынке мы делаем акцент не на этом, а на разнообразии вкуса. Потому что именно вкусовая палитра интересует потребителя.
Да, люди действительно больше стали задумываться о правильном питании и декларировать заботу о собственном здоровье. Но если посмотреть на реальное потребление, особенно за пределами Москвы и других мегаполисов, то увидим: все это, конечно, декларируется, но пока далеко не всегда встроено в привычку и повседневную жизнь людей. Так что еще нужно понять, когда потребитель будет готов массово платить за «правильные» продукты, а не просто провозглашать ЗОЖ.
Иван Федяков: PepsiCo – лидер рынка, вы представлены как в федеральных торговых сетях, так и в точечных магазинах, поставив перед собою цель быть всюду. Планируете ли вы трансформировать свою дистрибуторскую стратегию?
Антон Борисюк: У нас довольно сложная модель работы с дистрибуторами – их много, и они разные. Сегодня растет себестоимость продукции при том, что конечную цену для покупателя мы стараемся удерживать в разумных пределах. Поэтому для нас важен путь оптимизации издержек, а цепочка поставок и дистрибуции – это большая издержка. И сегодня мы смотрим на возможности маркетпейсов, на другие бизнес-модели электронной коммерции для того, чтобы сократить свои расходы при работе с маленькими удаленными точками. Одни решения пытаемся создавать сами, другие – в партнерстве.
Рынок трансформируется, повергается в том числе и цифровой трансформации. И именно она очень быстро будет менять ту компоненту бизнеса, которая касается цепочки поставок.
По данным обзора INFOLine «Производство продуктов питания и напитков России 2021 года. Итоги 2020 года и перспективы развития до 2023 года», сегодня в группу PepsiCo входит более двадцати предприятий на территории РФ, работающих в сегментах газированных, негазированных и энергетических напитков, чипсов и снеков, соков и нектаров, молочной продукции, детского питания, бутилированной воды. PepsiCo — крупнейший в России промышленный переработчик картофеля и второй по масштабу переработчик сырого молока.
PepsiCo инвестирует в российских поставщиков чипсового картофеля и развивает сырьевую базу. Всего за 15 лет компания инвестировала в программу развития поставщиков «Лидеры агроиндустрии» более 50 млн долл. США.
По данным INFOLine, Россия для PepsiCo входит в ТОР-5 рынков — на долю нашей страны приходится 4% общей мировой выручки.
Запросить материалы пленарной сессии WorldFood Moscow-2021.
Рекомендуем продукты INFOLine:
«Производство продуктов питания и напитков России 2021 года. Итоги 2020 года и перспективы развития до 2023 года», обзор включает в себя:
- Основные показатели и ключевые события отрасли
![titulppdrf2021.png titulppdrf2021.png](/upload/medialibrary/b0f/b0f63e0379f7c4c85b7007bf00af9a8c.png)
- Актуальные тренды на рынке продуктов питания РФ и мира
- Категорийные тренды
- Развитие СТМ торговыми сетями
- Конъюнктурный опрос «Ожидания динамики потребительского рынка в 2021 году»
- Рейтинг крупнейших производителей продуктов питания и напитков России
- Перспективы развития пищевой промышленности РФ в 2021-2023 годах
«Банк новинок на рынке молока и молочной продукции: I полугодие 2021 года»
- Отраслевой обзор включает в себя структурированное описание новых продуктов и напитков, вышедших на российский и зарубежный рынки, таких как молоко, кисломолочные напитки и продукты, йогурты, творог и творожные продукты, сливочное масло, сыры и др.
- В I полугодии 2021 года специалисты INFOLine выявили и описали 400 наиболее интересных и актуальных новых продуктов, выведенных на рынок молока и молочных продуктов России, США, Великобритании, стран ЕС, стран СНГ и др.
- В обзоре представлены новинки таких компаний как «Агропромкомплектация», «Милком», «Агросила-Молоко», УК «Шахунское молоко», «ЭкоНива-Молоко», ГК «Эфко», «Фудлэнд», «Савушкин продукт», Danone, Ehrmann, Valio, Berglandmilch eGen Schardinger, Biotiful Dairy Ltd, Muller Uk&Ireland и др.
В течение двадцати лет специалисты агентства INFOLine
занимаются изучением потребительского рынка и к настоящему моменту имеют весомый портфель информационных продуктов.
Проведение экспертами компании ежедневных мониторингов новостей, изучение ими инвестиционной и маркетинговой активности российских и транснациональных компаний позволяет клиентам INFOLine
получать доступ к комплексной линейке информационных услуг, к обзорам инвестпроектов, к банкам новинок.
Компетенции специалистов INFOLine уникальны. Именно поэтому, занимаясь конференционной деятельностью, они охотно делятся с профессиональным сообществом данными своих мониторинговых и аналитических исследований, дискутируют с лидерами отрасли, прогнозируют тренды и динамику рынков, помогающие компаниям успешно развиваться и корректировать свои стратегии с учетом экономических и конъюнктурных изменений.
Эксперты агентства бизнес-аналитики INFOLine всегда открыты для сотрудничества. Предлагаем дружить, работать, развивать отношения и двигаться к успеху вместе!
По всем вопросам относительно услуг INFOLine вы можете обратиться к нашим специалистам.
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40, retail@infoline.spb.ru.