По данным Обзора «Транспортная отрасль России 2021 года. Итоги 2020 года и перспективы развития до 2023 года», совокупный объем грузовых перевозок морского транспорта РФ в 2020 году восстановился после падения в прошлом году: так, в 2020 году этот показатель составил 24,7 млн тонн, что на 6,5% больше показателя 2019 года. При этом рост перевозок продемонстрировали как сухие грузы (+7,0% к 2019 г.), так и наливные грузы (+5,5% к 2019 г.). Особенностью отечественного морского водного транспорта остается преимущественная перевозка российских внешнеторговых грузов судами зарубежных перевозчиков: при совокупном объеме отгрузок товаров (экспорт и каботаж) из российских портов по итогам 2020 года на уровне 820 млн тонн, а объем перевозок товаров российским морским транспортом составил всего 3% от этого объема. По оценкам INFOLine, еще не менее 50 млн тонн (около 6%) перевозится флотом, контролируемым российскими компаниями, но зарегистрированным под иностранными флагами.
На ТОП-5
крупнейших компаний, осуществляющих морские перевозки грузов под российским флагом, в 2020 году приходится около 55% суммарного объема перевезенных грузов. Так, первое место занял АО «Рыболовецкий колхоз Восток-1; второе место –ООО «Газпромнефть Шиппинг», на который приходится более 50% морских перевозок наливных грузов. В 2020 году объем перевозок компании сократился на 5,3%
по сравнению с 2019 г. и составил 3,5 млн т.
За последние пять лет объем перевозок, осуществляемый ООО «Трэвелер Шиппинг»
(входит в ГК «Астон»), вырос более чем в 20 раз и составил около 2,3 млн т в 2020 году, позволив компании занять четвертое место в рейтинге крупнейших компаний-перевозчиков грузов морским транспортом. На ООО «Трэвелер Шиппинг» приходится более 80% перевозок зерновых культур морским транспортом по итогам 2020 года. Росту перевозок в том числе способствовала политика ГК «Астон» в сфере строительства нового флота для обеспечения отгрузок из устьевых портов Азовского моря. Так, согласно Базе данных «Заказы на строительство судов на верфях России»,
строительство десяти сухогрузов проекта Kiowa было заказано на китайской верфи Jiangsu Dajin Heavy Industries, шесть из которых сданы заказчику в 2019-I пол. 2021 года. Строительство еще четырех единиц должно завершиться 2021-2022 годах.
Исследование «Судостроительная промышленность России. Итоги 2020 года. Прогноз до 2025 года»,
Обзор "Транспортная отрасль России 2021 года. Итоги 2020 года и перспективы развития до 2023 года"
Средний возраст судов морского транспорта превышает 25 лет, тем самым высокий возраст морского флота России является одним из препятствующих факторов наращения объемов морских перевозок под российским флагом, в связи с возрастными ограничениями иностранных портом по заходу судна в порт. Согласно Исследованию
«Судостроительная промышленность России. Итоги 2020 года. Прогноз до 2025 года»,
обновление транспортного морского флота переложено на частные компаний, и в 2015-2020 гг. заказы на строительство размещались преимущественно на иностранных верфях. По состоянию на август 2021 г. на российских верфях ведется строительство около 80 морских крупных транспортных судов (с учетом буксиров, без учета судов смешанного река-море класса) стоимостью более 600 млрд руб., основу из которых составляют танкеры и газовозы усиленного ледового класса и буксиры для обеспечения ледового обеспечения перевозок по Северному морскому пути.
Получить выборку ТОП-10 крупнейших заказов I полугодия 2021 года,
Вы можете, обратившись по электронной почте transport@infoline.spb.ru
или телефонам (495) 772-76-40, (812) 322-68-48 добавочный 112
Справка:
INFOLine выпускает исследования и базы данных по судостроительной отрасли c 2006 года. Клиентами являются крупнейшие участники отрасли: ОСК, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Ленинградский судостроительный завод «Пелла», Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», Центр Судоремонта Звездочка, Самусьский судостроительно-судоремонтный завод, Завод «Красное Сормово» и другие. Рейтинг INFOLine ShipbuiLding Russia TOP ежегодно публикуется в ведущих СМИ, например, КоммерсантЪ. Получить бесплатную презентацию судостроительной отрасли можно ЗДЕСЬ.
Исследование «Судостроительная промышленность России. Итоги 2020 года. Прогноз до 2025 года» представляет собой комплексный анализ текущего состояния судостроительной отрасли в России, содержит ретроспективные данные с 2011 года по динамике и объемам строительства и ремонту судов на предприятиях России, операционные и финансовые показатели крупнейших судостроительных компаний. Также Исследование включает долгосрочный прогноз направлений развития отрасли и общего спроса на продукцию различных сегментов судостроения до 2025 года.
Обзор «Транспортная отрасль России 2021 года. Итоги 2020 года и перспективы развития до 2023 года» содержит прогнозы на 2021-2023 годы по перевозкам и грузообороту по видам грузов и видам подвижного состава, а также прогноз по закупкам и списание грузовых вагонов. Обзор содержит анализ и прогноз цен и арендных ставок по основным видам подвижного состава, а также рейтинги крупнейших операторов и собственников парка по видам вагонов.