Конференция «Гиперскачок онлайн-торговли: новые лидеры и их стратегии», организованная ведущим агентством бизнес-аналитики INFOLine и отраслевым порталом Retail.ru, 12 августа 2021 года успешно открыла новый деловой сезон. В роли модераторов online-мероприятия выступили генеральный директор INFOLine Иван Федяков и руководитель Retail.ru Наталья Марова.
Наряду с коллегами – представителями ключевых игроков рынка Foodtech – к диалогу подключилась управляющая электронной коммерцией торговой сети «ВкуВилл» Лариса Романовская, возглавляющая это направление с ноября 2018 года.
Иван Федяков: Еще в начале 2020 года у компании было до тысячи online-заказов в день, а сейчас их уже больше 100 тысяч ежесуточно. Как вам удалось реализовать такую динамику компании, которая не является сервисом по доставке продуктов питания, а представляет собой классическую розничную сеть FMCG?
Лариса Романовская: Если отвечать совсем коротко, скажу, что нам просто повезло. За несколько месяцев до пандемии мы уже имели готовую инфраструктуру экспресс-доставки, что, конечно, позволило очень быстро масштабироваться и в пандемию войти с инструментами, позволяющими нашим покупателям максимально быстро и в максимально полном объеме получать продукты online.
Важно, что наша компания постоянно меняется, и те решения, которые мы даже не планировали принимать, сейчас встроены в работу. Мы не думали, что количество заказов в наших магазинах вынудит нас посмотреть в сторону дарксторов. Поняли это в октябре прошлого года, когда стало ясно, что розница физически не справляется с объемом заказов. Нашу модель вы знаете (изначально мы настроили доставку исключительно из магазинов), сейчас поменяли ее и большую часть заказов размещаем через дарксторы.
Я думаю, благодаря тому, что наша компания может быстро внедрять новые креативные противоположные решения (мы с вами понимаем, что сейчас творится на рынке), этот гиперскачок «ВкусВилла» и стал возможен. Хотя на вопрос, откуда и в каких объемах мы будем доставлять заказы покупателям завтра, ответить сейчас не сможет никто.
Иван Федяков: Динамика развития дарксторов впечатляет: только в октябре 2020 года вы решили развивать эту модель, а сейчас у вас открывается уже 55-й объект. А какая доля online сегодня регистрируется в вашей сети?
Лариса Романовская: Возможно, вам это покажется смешным, но сегодня все зависит от того, идет дождь или нет. Это очень сильно меняет долю. Потому что в такую погоду покупки в offline падают, а заказы в online растут. Но в среднем это примерно 25% от общего объема выручки.
Иван Федяков: Вы скорее всего замечаете изменения в предпочтениях покупателей. В ваш online пришли ваши же клиенты? Или с развитием электронной коммерции вы получили новый приток?
Лариса Романовская: Сейчас мы видим, что большая часть наших покупателей стала пользоваться online-каналом, но при этом не прекратила ходить в физические магазины. То есть используют mix-модель. Они несколько раз в неделю заказывают свежие продукты дистанционно (у большей части нашего ассортимента срок годности не превышает пяти дней, поэтому странно было бы закупать такие продукты впрок). И при этом не забывают offline, поскольку людям интересны новинки и нужны приятные эмоции. Нас вполне устраивает такая качественная модель развития.
Иван Федяков: Недавно вы начали развивать партнерские отношения – в частности, стали доставлять аптечный ассортимент. Чем это было продиктовано?
Лариса Романовская: Мы отталкивались от покупателя и от нашего стремления закрыть его потребности по максимуму. Чтобы все необходимое он получил одним нажатием кнопки «ВВ». Фармпрепараты и зоотовары – это наш первый шаг. Но, думаю, не последний. Полагаю, что и уходовая косметика также будет интересна нашим любимым покупателям, например, мамочкам с детьми.
Иван Федяков: Будут ли в будущем меняться ваша бизнес-модель, скорости доставки и ассортиментная матрица?
Лариса Романовская: В глобальном смысле миссия сформировалась уже сейчас. Внутри компании мы разделяем супер-экспресс за 15-20 минут и доставку за 2 часа. Это разные клиентские пути и разное количество SKU, которое «ВкусВилл» может предоставить покупателям. Когда потребитель хочет получить заказ за 15 минут, его не смущает ассортимент в полторы тысячи SKU, он понимает, за счет чего достигается скорость. Когда наш клиент выбирает доставку за 2 часа, ему уже нужен выбор из 10 тысяч SKU. И мы, конечно, намерены закрыть обе эти ниши. Но развиваются они по-разному.
Что касается моделей «впрок» и «экспресс» в целом, я думаю, что «впрок» останется, но ускорится до доставки за 2 часа, а супер-экспресс так и останется супер-экспрессом.
ЧТО НЕ ПОПАЛО В ЭФИР
- Есть ли будущее у услуги click and collect?
- Я думаю, что глобально нет – с учетом того, что текущие партнеры и коллеги готовы предоставить доставку в течение 15 минут.
- Будут ли сняты ограничения по продаже алкогольной продукции?
- На такой вопрос у нас точно нет ответа.
- Есть ли перспективы у ритейлеров, не работающих в экосистемах, не имеющих их?
- Сейчас перспективы есть у всех. Направление очень растущее, сильно популярное. И кажется, что не ушел еще последний вагон, в который можно запрыгнуть. Главное –дать покупателям отличный сервис. Если ритейлер это сможет, он, несомненно, займет свою долю на рынке.
Вопросы наших зрителей, полученные до и в ходе эфира
- Как вы оцениваете перспективы использования продуктоматов для оптимизации сервисов доставки продуктов? (Никита Дроздовский)
- Вопрос по продуктоматам, наверное, в сторону click and collect. Опять же, если будет кнопка, с помощью которой продукты гарантированно привозят в течение 15 минут, зачем потребителю продуктомат?
- В чем заключается главный барьер трансформации покупательского поведения в постпандемийный период для e-grocery и каким способом вы собираетесь его преодолевать? (Илья Крупин)
- Я думаю, что барьер по трансформации из офлайна в онлайн уже преодолен с помощью пандемии. Это и был тот катализатор, который дал возможность этому направлению развиваться. Сейчас уже каких-то глобальных барьеров нет. Есть всевозможные компании, которые предлагают отличные сервисы и которым доверяют. Про недоверие речи нет. Все те барьеры, которые были, – упали. Самое главное – дать возможность покупателю попробовать сервис.
- Видите ли вы рост органических продуктов? (Valentin Max)
- По поводу роста (или не роста) органических продуктов. Не просто верю, а надеюсь, что это случится. Сейчас мы видим положительную динамику, и я очень надеюсь, что она будет больше. Самое важное, чтобы продукт был того качества, которое заявлено, чтобы это все не стало просто маркетингом.
Запросить ссылку на запись конференции.
Результаты исследования "Foodtech: онлайн-торговля и службы доставки. Рейтинг INFOLine Russia TOP online food retail" свидетельствуют, что оборот интернет-магазина «ВкусВилл» итогам II квартала 2021 года вырос до 11 млрд руб., средний чек составил 1270 руб., а среднее количество доставок в день – 95,4 тысячи. В компании подчеркивают, что иногда количество заказов доходит до 108 тысяч в сутки.
INFOLine – первое в стране агентство бизнес-аналитики, обратившее свое внимание на растущий рынок онлайн-торговли. Уникальный обзор "Foodtech: онлайн-торговля и службы доставки. Рейтинг INFOLine Russia TOP online food retail" выходит с 2018 года и ежеквартально пополняется актуальной информацией динамично развивающегося рынка онлайн-ритейла. Клиентами агентства, ежегодно подписывающимися на обзор по Foоdtech, являются ведущие компании FMCG-рынка и e-grocery, крупнейшие производители продуктов питания и товаров повседневного спроса, финансовые институты.
"Foodtech: онлайн-торговля и службы доставки. Рейтинг INFOLine Russia TOP online food retail" по итогам I полугодия 2021 года содержит:
- Рейтинг online-ритейлеров и службы доставки
- Анализ и статистика online-торговли продовольственными товарами
- Государственное регулирование online-торговли
- New! Кейс "Рынок online-торговли и анализ омниканальной стратегии TOP-200 сетей FMCG"
- Динамика рынка online-продаж продовольственных товаров
- Динамика развития online-ритейлеров и служб доставки
Запросить у менеджеров INFOLine демо-версию обзора.
На все вопросы, возникшие у вас относительно обзора или других исследований агентства, ответят наши специалисты.
Тел.: +7 (812) 322-68-48; (495) 772-76-40 или retail@infoline.spb.ru.