В начале 2021 года снижение оборота розничной торговли (РТО) в физическом выражении замедлилось и в январе составило -0,1%. РТО Food в январе 2021 снизился на -1%, что стало минимальным значением за последние 10 месяцев, а РТО Non Food впервые с апреля 2020 года продемонстрировал положительную динамику.
Динамика оборота розничной торговли в 2019-2021 гг., % в товарной массе
Источник: данные ФСГС
В 2020 усилилась тенденция снижения средней торговой площади и количества крупноформатных объектов крупнейших торговых сетей FMCG. Так, доля гипермаркетов в структуре торговой площади TOP-200 сетей FMCG за 2020 год снизилась на 1,9 п.п. до 19,7%, а средняя торговая площадь объектов во всех форматах – на 1,9% до 381 кв. м. При этом по сравнению с 2010 годом средняя торговая площадь снизилась на 31,5%.
В существующих условиях крупнейшие сети проводят трансформацию крупноформатных объектов: так, в 2020 году X5 трансформировала 25 гипермаркетов в супермаркеты "Перекресток", "Магнит" трансформировал 25 гипермаркетов и супермаркетов в суперсторы, для которых создан отдельный бренд "Магнит Экстра". Многие ритейлеры, среди которых ГК "ЭССЕН", ТД "Интерторг", "Оптоклуб Ряды", "Фуршет" и ТГ "Ижтрейдинг", в 2020 году закрыли все действующие гипермаркеты и/или свернули розничный бизнес. Более подробная информация о трансформации формата гипермаркет будет представлена в кейсе "Тенденции и показатели формата гипермаркет в 2020 году".
В начале 2021 года ритейлеры продолжают развивать логистические мощности. Так "Магнит" открыл новый РЦ в Сургуте площадью более 30 тыс. кв. м., "ВкусВилл" – РЦ "Шушары" площадью 57 тыс. кв. м в Санкт-Петербурге, X5 Retail Group планирует запустить РЦ "Курский" в конце апреля 2021 года.
В сегменте online-торговли продовольственными товарами ритейлеры расширяют географию присутствия и партнерств с сервисами доставки: так, "Перекресток.Быстро" был запущен в Перми, Волгограде, Тюмени и Тольятти, "Пятерочка. Доставка" впервые запустила экспресс-доставку в малых городах – Дзержинске в Нижегородской области и Зеленодольске в Татарстане, Selgros начала сотрудничать с сервисом "Яндекс.Еда" в Московском регионе, а МETRO начала продавать продукты через "Яндекс.Маркет"в Казани. В дальнейшем "Яндекс.Маркет" планирует расширить географию доставки и привлечь новых партнеров.
Об этих и других о важнейших, по мнению INFOLine, событиях отчетного периода вы можете узнать из саммари для руководителей за февраль 2021 года, которое содержит следующие разделы:
-
Макроэкономические показатели розничной торговли.
-
Итоги развития формата гипермаркет в 2020 году.
-
Влияние экономического кризиса и распространения коронавирусной инфекции, а также антикризисные меры Правительства РФ.
-
Регулирование розничной торговли и потребительского рынка.
-
Инфляция и государственное регулирование цен.
-
Ключевые события торговых сетей FMCG.
-
Ключевые события торговых сетей FMCG в online.
-
Расширение зоны присутствия интернет-магазинов и сотрудничества ритейлеров FMCG и сервисов доставки.
-
Ключевые события поставщиков.
Для получения Summary Отраслевого обзора "Состояние потребительского рынка и Рейтинг торговых сетей FMCG России" сделайте запрос по электронной почте retail@infoline.spb.ru.
В рамках подготовки отраслевого обзора "Состояние потребительского рынка и Рейтинг торговых сетей FMCG России" за февраль 2021 года специалисты INFOLine продолжают отслеживать влияние распространения коронавирусной инфекции и представлять
ключевые антикризисные меры Правительства РФ. Мы формируем обзор и осуществляем мониторинг ключевых событий в розничной торговле FMCG и на потребительском рынке.
Цель обзора: анализ развития и характеристика событий в розничной торговле и на потребительском рынке России, в том числе мониторинг ситуации с пандемией коронавируса и экономическим кризисом, структурированное описание, сравнительный анализ, мониторинг инвестиционной деятельности и динамики органического роста, ранжирование операционных и финансовых показателей более 200 крупнейших торговых сетей FMCG России.
Рекомендуем: дополнительно для повышения эффективности взаимодействия поставщиков и сервисных компаний с торговыми сетями FMCG, а также для проведения конкурентного анализа и бенчмаркинга, использовать Обзоры "Розничная торговля Food и потребительский рынок России", "Розничная торговля Food и потребительский рынок России. Итоги 2020 года. Перспективы развития до 2023 года". Для анализа рынка непродовольственных и сопутствующих товаров – Обзор "Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России. Итоги 2019 года. Перспективы развития до 2022 года".
В феврале 2021 г. для клиентов INFOLine действует специальное предложение по оформлению годовой подписки на ежеквартальный обзор "Розничная торговля Food и потребительский рынок России". Обзор за №4 за 2020 год содержит:
- анализ динамики рынка продовольственных товаров по итогам 2020 г.;
- бизнес-справки по крупнейшим сетям FMCG с операционными и финансовыми показателями;
- регулирование рынка продовольственных товаров;
- ключевые события розничной торговли, торговых сетей FMCG и потребительского рынка;
- информацию о конкуренции на рынке розничной торговли по федеральным округам;
- анализ состояния рынка торговых центров.
Подробности по телефонам: +7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848 или по почте retail@infoline.spb.ru.