В IV квартале 2020 года большинству игроков удалось превзойти пиковые показатели II квартала 2020 года. Рост оборота интернет-магазинов и служб доставки в 2020 году связан с увеличением как количества заказов, так и среднего чека, что в I полугодии стало следствием режима самоизоляции и влияния ограничений, а во II полугодии было преимущественно связано с расширением ассортимента. По итогам 2020 года X5 Retail Group сохранила лидирующую позицию в рейтинге, но по итогам II полугодия 2020 года первое место уже занял "Сбермаркет". На третье место в рейтинге по итогам IV квартала 2020 года вышел "ВкусВилл", который к концу 2020 года уже выполнял более 60 тыс. доставок в день.
Активное развитие продемонстрировали сервисы экспресс-доставки. "Яндекс.Лавка", по оценкам INFOLine, увеличила оборот до 11 млрд руб. с НДС в 2020 году, "Самокат" – до 9,5 млрд руб. с НДС (без учета продаж через Delivery Club - с учетом продаж через Delivery Club результаты сопоставимы с "Яндекс.Лавкой").
В рейтинг без указания места включены сети Metro и "Лента" с показателями online-продаж с учетом сервисов доставки. В 2020 году общий объем online-продаж Metro составил 30 млрд руб, 14 млрд из которых пришлось на доставку конечному потребителю, а остальные – на B2B продажи. "Лента" в 2020 году увеличила оборот online-продаж на 566% до 6,27 млрд руб.
Крупнейшие online-ритейлеры и маркетплейсы, специализирующиеся на непродовольственном ассортименте, такие как Ozon и Wildberries, активно расширяют предложение за счет категорий Food и FMCG, которые являются драйвером повышения частоты заказов, и формируют мультикатегорийные платформы, где потребители могут приобрести все необходимые товары. Первое место в рейтинге по продажам FMCG online занял интернет-магазин Wildberries, который за 2020 год увеличил объем продаж данной категории на 216% до 64,4 млрд руб. с НДС. Ozon нарастил продажи FMCG на 130% до 59 млрд руб. и провел трансформацию сервиса Ozon Express, который расширил зону действия на всю Москву и часть Московской области. В 2020 году в рейтинге крупнейших компаний по online-продажам FMCG "Яндекс" (консолидированы показатели "Яндекс.Лавки", "Яндекс.Маркета" и доставки из торговых объектов "Яндекс.Еды") вышел на 3-е место с оборотом 24 млрд руб. В феврале 2021 года "Яндекс" объявил об объединении сервисов online-торговли, логистики и транспорта в одну группу, которую возглавит генеральный директор "Яндекс.Такси" Даниил Шулейко. В 2021 году компания планирует инвестировать 400-500 млн долл. в развитие маркетплейса "Яндекс.Маркет", сервисов "Яндекс.Лавка" и "Яндекс.Еда".
По итогам 2021 года INFOLine ожидает продолжение бурного роста отрасли Foodtech в России и увеличение рынка в два раза, как минимум, до 300 млрд руб. Рост популярности дистанционных покупок продуктов питания среди россиян стимулирует значительные инвестиции в развитие данных услуг, логистики и расширение сетей пунктов выдачи. В 2021 году объем инвестиций в foodtech существенно увеличится и высокий уровень консолидации рынка сохранится.
Впервые! В рамках подготовки Отраслевого обзора "Foodtech: online-торговля и службы доставки. Рейтинг INFOLine Russia TOP online food retail" за IV квартал 2020 года специалисты INFOLine подготовили кейс "Региональное развитие online-торговли продовольственными товарами в 2020 году". В кейсе проанализированы крупнейшие города России по таким показателям, как:
- Оборот online-торговли продуктами питания в регионе
- Доля online-торговли продуктами питания в РТО Food региона
- Средний чек, тыс. руб. с НДС
- Среднее количество заказов в день, тыс.
Также в кейсе представлены данные по региональным лидерам и прогноз регионального развития рынка online-торговли продовольственными товарами.
Для получения Summary отраслевого обзора "Foodtech: online-торговля и службы доставки. Рейтинг INFOLine Russia TOP online food retail" сделайте запрос по электронной почте retail@infoline.spb.ru.
Подробная информация о развитии online-торговли продовольственными товарами представлена в Отраслевом обзоре "Foodtech: online-торговля и службы доставки. Рейтинг INFOLine Russia TOP online food retail".
Обзор "Foodtech: online-торговля и службы доставки. Рейтинг INFOLine Russia TOP online food retail" за IV квартал 2020 года содержит:
- Динамика рынка online-продаж продовольственных товаров за 2020 год
- Операционные результаты крупнейших служб доставок продуктов питания из магазинов за 2020 год
- Регулирование рынка, ключевые события на рынке online-торговли продовольственными товарами.
Для клиентов INFOLine действует специальное предложение на приобретение и подписку "Foodtech: online-торговля и службы доставки. Рейтинг INFOLine Russia TOP online food retail"! Узнайте подробности по телефонам: +7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848 или по электронной почте retail@infoline.spb.ru.
Цель обзора: анализ тенденций развития и динамики рынка online-торговли продовольственными и сопутствующими товарами России, мониторинг государственного регулирования, характеристика основных событий. Мониторинг реализации омниканальной стратегии и операционной, инвестиционной и финансовой деятельности крупнейших сетей FMCG, интернет-гипермаркетов, интернет-магазинов продуктовых наборов, маркетплейсов и служб доставки продуктов питания, сравнительный анализ операционных и финансовых показателей (посещаемость сайтов, количество заказов, средний чек, выручка и оборот). Рейтинг интернет-магазинов, осуществляющих торговлю продовольственными и сопутствующими товарами, и служб доставки по операционным и финансовым показателям INFOLine Russia TOP online food retail.
Дополнительно для анализа потребительского рынка: информацию для анализа розничной торговли FMCG и потребительского рынка можно найти в Отраслевом обзор "Состояние потребительского рынка и Рейтинг торговых сетей FMCG России". Для повышения эффективности взаимодействия поставщиков и сервисных компаний с торговыми сетями FMCG, а также для проведения конкурентного анализа и бенчмаркинга можно использовать Исследование "Розничная торговля Food и потребительский рынок России". Для анализа рынка непродовольственных и сопутствующих товаров – Аналитическую базу "200 торговых сетей Household и мебели для дома РФ" и Исследование "Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России".